Розроблена та апробована програма логопедичного супроводу змістовно забезпечила пріоритетні напрями: інформаційний, діагностичний, консультативний, корекційний, які представлені відповідними блоками у різних вікових періодах дошкільного дитинства. Програмою визначено принципи, методи, напрями, мету, завдання у змісті кожного блоку взаємодії. Загальними завданнями логопедичного супроводу було визначено: розвиток логопедичної компетентності (педагогічної культури) батьків, профілактика виникнення проблем розвитку дитини; допомога (сприяння) дитині у вирішенні актуальних завдань розвитку, зокрема, мовленнєвого. Здійснення логопедичної роботи в межах тріади «дитина-логопед-сім’я» з раннього віку в організованому логоінформаційному просторі забезпечило підвищення ступеня обізнаності, підвищення мотиваційної потреби батьків у контролі мовленнєвого розвитку дитини та свідомого пошуку логопедичної допомоги у випадках наявності порушення мовлення, а також підвищення ефективності логокорекційної роботи.
Диссертация посвящена проблеме непрерывного логопедического сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с нарушением речи. Актуальность исследования данной проблемы обусловлена недостаточным использованием потенциала семьи в процессе реабилитации ребенка с речевыми нарушениями в сензитивный период; необходимостью ранней логоинтервенции в процесс формирования речи ребенка; недостаточностью вариативных коррекционных логопедагогических технологий, обеспечивающих семейно-центрированный подход в рамках триады «ребенок-логопед-семья». Проведенный анализ современных подходов к организации обеспечения логопедической помощи семьям детей с нарушениями речи обнаружил необходимость выделения логопедического направления сопровождения семьи, воспитывающей ребенка-логопата и разработки диагностической методики, которая дала бы возможность определить уровень взаимодействия родителей этой категории детей и логопедов в процессе логопедической помощи, определить их уровни готовности к указанной деятельности. Разработанная диагностическая модель дала возможность многокомпонентного изучения взаимодействия родителей детей с нарушениями речи и логопедов. Определены диагностические критерии каждого из компонентов готовности к взаимодействию и их система оценивания. Получены количественные и качественные показатели основных составляющих готовности как родителей, так и логопедов к взаимодействию в процессе логопедической помощи, как структурного элемента логопедического сопровождения. Полученные результаты стали основанием для разработки содержания и программы логопедического сопровождения семьи. Программа логопедического сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с нарушением речи, основывается на интеграции нескольких звеньев процесса логопедической помощи в учереждениях охраны здоровья и образования, является организованным непрерывным образовательным процессом, основное содержание которого составляет взаимодействие логопеда и семьи. Приоритетными стали следующие направления: информационнопросветительское, диагностико-консультативное, коррекционное, психологовоспитательное. Структура программы логопедического сопровождения состояла из таких компонентов: целевого (цели, принципы, задания); содержательного (базовые составляющие, основные направления деятельности); операционно-действенного (периоды, этапы, формы, методы, приемы, условия, способы взаимодействия); оценочно-результативного (критерии, показатели). Наиболее важной составляющей логопедического сопровождения является согласованная работа логопеда и семьи ребенка, начиная с раннего возраста. Логопедическая работа в рамках триады «ребенок-логопед-семья», начиная с раннего возраста, в организованном логоинформационном пространстве обеспечила повышение степени осведомленности, мотивационной потребности родителей в контроле за речевым развитием ребенка и сознательного поиска логопедической помощи в случаях нарушения речевого развития. Эффективность логопедической помощи в результате повышения активности участия родителей в логокоррекционном процессе заметно повысилась. Таким образом доказана взаимозависимость и взаимообусловленность взаимодействия внутри триады «ребенок-логопед-семья» в пользу семейно-центрированного подхода. Наиболее эффективными организационными формами логопедического сопровождения семьи стали теоретико-практические семинары «Логошкола для родителей», интерактивные занятия, игровые тренинги, логопрактикум для всех членов семьи.
Полученные в результате экспериментального исследования данные подтверждают эффективность внедрения разработанной программы логопедического сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с нарушением речи.
The dissertation studies the problem of system of complex speech therapy provided for families which bring up the child with speech disorders. The programme of the logopedic support that is provided for such families is developed. The paper deals with the theoretical, historical and empirical analysis of the above mentioned problem and presents the results of the analysis. The key points are highlighted in defining concepts that are relative to the given scientific problem. A diagnostic model to study the interaction between the parents whose children have speech disorders and speech therapists is worked out. The programme of the logopedic support that was developed and tested substantially contributed to the priority areas: informative, diagnostic, consultative and correctional ones that are presented by the corresponding blocks for different age categories. The overall objectives of the logopedic support were identified, namely the development of the logopedic competence (teaching culture) of the parents; the prevention of the problems connected with the child development; the help (support) provided for the child in solving urgent tasks of development, namely the ones that are connected with speech. The process of involving the parents of infants into organized informative scope of the speech therapy contributed to the increase of motivational need of parents to control speech development of the child and to seek consciously the logopedic help in case of speech disorders. The implementation of the programme of the logopedic support also contributed to the improvement of the effectiveness of speech therapy in accordance with the results of correctional work.