Дисертація присвячена проблемі розробки та впровадження методики формування знань з мікробіології студентів медичних спеціальностей вищих навчальних закладів III—IV рівнів акредитації. Проаналізовано стан досліджуваної проблеми в психолого-педагогічній, науково-методичній, спеціальній мікробіологічній літературі та практичний стан викладання мікробіології. На основі аналізу виявлено стан розробки досліджуваної проблеми та встановлено вимоги до рівня змістового і методичного її розв’язання. Виявлено й обгрунтовано в якості чинників ефективного формування знань з мікробіології студентів медичних спеціальностей комплексне використання індивідуальної, групової та фронтальної навчальної діяльності, різнопланової самостійної роботи студентів в аудиторний та позааудиторний час, проектної діяльності, науково-дослідної роботи у студентському гуртку мікробіологічного змісту. Розроблено методику формування знань, у якій ці чинники знаходять реалізацію. Експериментально перевірено і впроваджено в практику навчання вищих навчальних закладів розроблену методику формування знань з мікробіології студентів медичних спеціальностей вищих навчальних закладів III-IV рівнів акредитації.
Диссертация посвящена проблеме разработки и внедрения методики формирования знаний с микробиологии студентов медицинских специальностей «Лечебное дело», «Стоматология», «Фармация» высших учебных заведений III-IV уровней аккредитации. Проанализировано состояние исследуемой проблемы в психолого-педагогической, научнометодической, специальной микробиологической литературе и состояние преподавания микробиологии на практике. На основании анализа выявлено состояние разработки исследуемой проблемы, установлены требования к уровню содержания и методического ее решения. Определено и обосновано факторы эффективного формирования знаний с микробиологии студентов медицинских специальностей. Определено, что знания с микробиологии имеют важное значение, поскольку они есть профессионально значимыми и базовыми как в подготовке студентов медицинских специальностей, так и смежных дисциплин. Формирование знаний процессуально осуществляется с учетом главных детерминант обучения (учебный материал, организационнопедагогическое воздействие, обучающее общение, способность к учебной деятельности и время, отведенное на усвоение знаний), вокруг которых и раскрываются психолого-педагогические аспекты формирования знаний. Разработана и реализована методика формирования знаний с микробиологии студентов медицинских специальностей высших учебных заведений. Она заключается в комплексном использовании индивидуальной, групповой учебной деятельности, разнообразной самостоятельной работы студентов (репродуктивной, эвристической, творческой) в аудиторное и позааудиторное время с подготовки к лабораторным занятиям и их проведения, модели организации самостоятельной работы с этой учебной дисциплины, выполнение проектов, учебно-исследовательской работой в студенческом кружке с микробиологии. Дальнейшее развитие получила методика организации групповой учебной деятельности. Их внедрение в практику обучения микробиологии студентов медицинских специальностей «Лечебное дело», «Стоматология», «Фармация» высших учебных заведений III-IV уровней аккредитации в статистически значимых пределах обеспечило увеличение уровня сформированности и самостоятельного приобретения микробиологических знаний, увеличение количества студентов с высокими рейтинговыми показателями, сориентировало их на приобретение и использование новых знаний. Свидетельством этого есть положительная динамика результатов лицензионного интегрированного экзамена «Крок», внедренного МОЗ Украины. С целью успешного внедрения в процесс обучения предложенной методики разработан банк тестовых заданий для осуществления модульнорейтингового оценивания знаний студентов, ориентировочные вопросы и задания для самостоятельной работы, набор методических разработок к лабораторным занятиям. Результаты педагогического эксперимента с формирования знаний студентов в кружке использованы в украинско-словацком проекте и вошли в раздел методического пособия, которое используется студентами младших курсов медицинских специальностей. Педагогический эксперимент показал высокую эффективность применения разработанной методики в: углублении знаний с микробиологии; улучшении качественных показателей усвоения и самостоятельного их приобретения; усовершенствовании методики медицинского образования; действенность методики в условиях кредитномодульной системы организации учебного процесса и рейтингового оценивания знаний студентов медицинских специальностей высших учебных заведений III-IV уровней аккредитации, что поможет в будущем принимать важные решения и использовать их в полном объеме в будущей профессиональной деятельности.
The dissertation is devoted to the problem of development and introduction of knowledge formation method in microbiology of the students of medical specialities in higher educational institutions of the 3rd-4th levels of accreditation. The state of the investigated problem and practical state of teaching microbiology have been revealed in psychological and pedagogical, scientific-methodical literature. On the base of the analysis, the state of the development of the investigated problem has been brought to light and requirements have been introduced refferring the level of its contents and methodical solution. As to the quality factor of effective knowledge formation in microbiology of the students of medical specialities complex use of individual, group and frontal educational activities; diverse individual lecture-room students’ work and out of it; planned activities, scientific and research work in the students’ scientific society of microbiological aspect have been revealed and proved. The methods of knowledge formation in which these factors find their realization have been worked out. Worked out at full length method of knowledge formation in microbiology of the students of medical specialities in higher educational institutions of the 3rd-4th levels of accreditation has been experimentally tested and introduced into practice.