У роботі вперше теоретично обґрунтовано, розроблено і апробовано методичну систему формування мовно-комунікативної професійної компетентності студентів нефілологічних спеціальностей педагогічних університетів та побудовано її структурно-функціональну модель; охарактеризовано структурні компоненти методичної системи, такі як: обсяг і зміст теоретичного матеріалу, що забезпечує систематизовані знання студентів-нефілологів з української мови; форми організації, традиційні та інноваційні методи і прийоми українськомовного навчання і самонавчання; оптимальні засоби реалізації, контролю та корекції знань, умінь і навичок студентів з української мови. Окреслено критерії та рівні сформованості мовнокомунікативної професійної компетентності студентів нефілологічних спеціальностей педагогічних університетів на освітньо-кваліфікаційних рівнях "бакалавр" і "магістр"; одержано відповідні показники під час проведення педагогічного моніторингу комунікативних якостей професійного мовлення студентів. Знайшли розвиток ідеї інтерактивного навчання української мови майбутніх учителів-нефілологів, адаптованого до сучасних вимог вищої освіти. Досліджено поняття креативності як інтегрованої особистісної якості, необхідної умови професійної мовно-комунікативної діяльності педагога та окреслено теоретичні засади її формування. Розроблена методична система успішно апробована, її ефективність експериментально підтверджена. Матеріали дисертації, монографії, авторські навчально-методичні комплекси українсько-мовних дисциплін та навчальні посібники для студентів нефілологічних спеціальностей педагогічних університетів упроваджено в навчальний процес ВНЗ України.
В работе впервые теоретически обоснована, разработана и апробирована методическая система формирования языковой коммуникативной профессиональной компетентности студентов нефилологических специальностей педагогических университетов; на основании анализа педагогических, психологических, лингводидактических трудов создана ее структурно-функциональная модель. Последовательное решение автором поставленных задач способствовало формированию у будущих учителей-нефилологов языковой коммуникативной профессиональной компетентности как личностной интегрированной характеристики, которая предполагает наличие у студента систематизированных знаний про язык и вербальную коммуникацию, а также соответствующих умений и навыков использовать эти знания в педагогическом дискурсе. Педагогическое проектирование осуществлялось с опорой на общедидактические и конкретнометодические принципы. Структурными компонентами авторской методической системы являются объем и содержание теоретического материала, который обеспечивает систематизированные языковые знания студентов-нефилологов; формы организации; традиционные, а также инновационные методы, приемы и средства обучения и самообучения, контроля и коррекции знаний, умений и навыков по украинскому языку. В исследовании разработаны критерии и уровни сформированности языковой коммуникативной профессиональной компетентности студентов нефилологических специальностей педагогических университетов на образовательно-квалификационных уровнях "бакалавр" і "магистр"; получены соответствующие показатели во время проведения педагогического мониторинга коммуникативных качеств профессиональной речи студентов. Получили дальнейшее развитие идеи интерактивного обучения украинскому языку будущих учителей-нефилологов, адаптированного к современным требованиям высшего образования. Исследовано понятие креативности как личностной характеристики, фактора языковой профессиональной коммуникативной деятельности учителя. Методическая система, представленная в работе, прошла апробацию в университетах разных регионов Украины. Ее эффективность подтверждена экспериментальными данными. Материалы диссертации, монографии, авторские учебно-методические комплексы дисциплин для педагогических специальностей нефилологических факультетов, а также учебные пособия могут быть использованы как при исследовании различных аспектов проблемы формирования языковой личности будущего учителя, так и в процессе преподавания украинского языка в высших учебных заведениях.
The dissertation pioneers theoretical grounding, elaboration and approbation of the methodological system of language-communicative competence formation among non-philology students at pedagogical universities. Based on the analysis of works in pedadogics, psychology and lingual didactics it represents its structural and functional model; gives detailed characteristics of methodological system structural components, such as the size and contents of theoretical material, which provides systematic knowledge in Ukrainian among non-philology students; moreover, the forms of organization, traditional and innovative methods and techniques of Ukrainian language education and self-education; it analyses the optimal means of realization, control and correction of student knowledge, abilities and skills in the Ukrainian language. The author gives theoretical grounding of the criteria and formation levels of language-communicative competence among non-philology major students at pedagogical universities for “bachelor” and “master” degrees. The research also presents corresponding figures acquired from pedagogical monitoring of communicative qualities of professional student speech. The ideas supported and developed concern interactive teaching of Ukrainian for non-philology teaches, adapted for modern requirements of higher education (i.e. imitative modeling of the situations of professional pedagogical communication and developing the projects for the Ukrainian language and language culture, including media didactics means). The dissertation also focuses on the notion of creativity as the integrated personal characteristic, necessary component of teacher’s professional language-communicative activity. The elaborated methodological system has been successfully approbated and its effectiveness has been proved experimentally. Author’s educational and methodological complexes in the Ukrainian language disciplines, as well as, educational manuals for students of non-philology major are introduced in the educational process of Higher Educational Establishments of Ukraine.