Дисертація є комплексним дослідженням культури парламентської діяльності. Автором проаналізовано основні теоретичні підходи до феномену культури парламентської діяльності, визначено і розкрито сутність поняття «культура парламентської діяльності», співвідношення понять «культура парламентської діяльності», «політична культура», «політична діяльність», «парламентська діяльність». На основі аналізу типів політичної культури охарактеризовано моделі культури парламентської діяльності у країнах сталої демократії. Доведено, що для транзитних суспільств оптимальною моделлю культури парламентської діяльності є консенсусна модель, яка дозволяє шляхом укладання пактів між парламентськими фракціями приймати нормативно-правові рішення парламентом, що забезпечує відносну ефективність його функціонування. Проаналізовано антиномії процесу становлення культури парламентської діяльності в Україні. На підставі виконаних досліджень сформульовано практичні рекомендації щодо сформування демократичної, консенсусної моделі культури парламентської діяльності в Україні.
В диссертационной работе представлены результаты комплексного исследования, посвященного культуре парламентской деятельности, ее природе, сущности, содержанию, форме и роли в становлении, формировании и развитии политических систем. Автор формулирует понятие «культура парламентской деятельности» как детерминанту и необходимое условие возникновения, существования, приспособления, сохранения, саморегуляции и развития политической системы как интегрирующего, функционального процесса парламентской деятельности, в котором объединяются общие вопросы соотношения понятий «культура», «политическая культура», «политическая деятельность» и «парламентская деятельность». В работе также изложена характеристика сущности основных элементов культуры парламентской деятельности, получило дальнейшее развитие исследование двух типов культуры парламентской деятельности на основании анализа демократического представительства интересов: народноделегатского и народно-депутатского вариантов демократии; представительство интересов (основа - депутатство), характерно для англоамериканской политической культуры и народовластие (основа -делегирование), которое воплощено в континентально-европейской политической культуре. На основании анализа процессов становления культуры парламентской деятельности в Украине доказано, что она все еще имеет амбивалентный характер. Причины этого, по мнению автора, кроются как в несовершенстве существующего в Украине типа избирательной системы, которая не обеспечивает нормативно-правовые основы влияния избирателей на депутатов, отказе от парламентского принципа формирования правительства, так и в низком уровне политической активности граждан Украины. Исходя из анализа мировых моделей культуры парламентской деятельности и особенностей их формирования, автором предложены дальнейшие варианты формирования и развития модели культуры парламентской деятельности в Украине. Основным из этих вариантов является разработка собственной модели стабильного национального консенсунсного развития, которая должна была бы включать в себя мировой опыт культуры парламентской деятельности, а также опыт стран, которые пребывают в процессе демократического транзита.
The thesis is a comprehensive study of the culture of parliamentary activity. The author analyzed the main theoretical approaches to the phenomenon of the culture of parliamentary activity, determined the essence of the concept «culture of parliamentary activity», the interrelation of the terms «culture of parliamentary activity», «political culture», «political activity», «parliamentary activity». On the basis of the analysis of types of political culture the culture model of parliamentary activity in the countries of sustainable democracy was characterized. We prove that for the transit societies the optimal model of the culture of parliamentary activity is a consensus model that allows to take legal decisions by the parliament via concluding pacts between the parliamentary factions, which provides the relative efficiency of its operation. We analyzed the antinomy process of the establishing of the culture of parliamentary activity in Ukraine. Based on the researches fulfilled, the practical recommendations for the development of democratic, consensual model of the culture of parliamentary activity in Ukraine were formulated.