Дисертацію присвячено висвітленню історико-філософського аналізу філософської спадщини В.Шинкарука (1928 - 2001), виявленню особливостей у підходах до проблем філософії вітчизняним науковцем та з’ясуванню ролі і значення його філософських ідей для сучасної філософської думки. Обґрунтовано тезу про доцільність об’єктивного розгляду філософської позиції В.Шинкарука в контексті умов філософування періоду СРСР. У роботі вказано, що звернення до філософії В.Шинкаруком зумовлене історико-філософським контекстом аналізу та дослідження. Відповідно до цього здійснено об’єктивний аналіз поглядів В.Шинкарука на філософію, співвідношення діалектики, логіки та теорії пізнання, діяльності, марксистської філософії, марксистсько-ленінської філософії, світогляду, культури, соціально-філософської проблематики, історії філософської думки. Досліджено філософську концепцію В.Шинкарука з позицій філософської рефлексії та саморефлексії науковця, проаналізовано перспективи та актуальність філософської позиції вітчизняного науковця в радянських та сучасних умовах філософування в аспекті розвитку світової філософської думки.
Диссертация посвящена освещению историко-философского аспекта философского наследия В.Шинкарука (1928 — 2001), выявлено особенности в подходах к проблемам философии отечественным ученым и выяснению роли и значения его философских идей для современной философской мысли. Обосновано тезис о целесообразности объективного рассмотрения философской позиции В.Шинкарука в контексте условий философствования периода СССР. В диссертационном исследовании доказано, что исходные положения философской позиции В.Шинкарука по определению философии, диалектики, истории философии и других философских категорий отвечают современным философским тенденциям неомарксизма. В работе указано, что специфика обращения к философии В.Шинкарука обусловлена историко-философским контекстом анализа и исследования. Согласно этому, осуществлено объективный анализ взглядов В.Шинкарука на философию, соотношение диалектики, логики и теории познания, деятельности, марксистской философии, марксистско-ленинской философии, мировоззрения, культуры, социально-философской проблематике, истории философской мысли. Несмотря на направленность философских поисков В.Шинкарука (или на гносеологию, то на антропологию, или на социальнофилософскую проблематику) киевский философ транслирует свою заинтересованность в историко-философском ракурсе и демонстрирует достаточно информационно насыщенный материал со ссылками на первоисточники. В.Шинкарука философский анализ проблем человека, культуры, государства и т.д. проводит сквозь выделение философских акцентов и их систематизацию, и демонстрирует историко-философские способы решения философских задач. Уникальность и независимость философии В.Шинкарука определено в том, что отечественный философ не только понимал необходимость обращения к проблемам философии человека, но и обращался и искал пути решения эпохальных философских проблем даже в период марксистско-ленинского догматизма. Кроме того, будучи представителем марксистской философии, но выступая против философии Советского Союза, он выходит за пределы диалектики советского марксизма и позиционирует диалектику как общую философскую методологию теоретического познания, достойную внимания всей философской сообщества. Историко-философский наследство В.Шинкарука с немецкой классической философии характеризуется объективностью и обоснованием изложения материала и является реконструкцией ее значимости в соответствующих этапах истории философии. С позиций исторической и философской проверки отечественный философ исследует государство и гражданское общество. В своей философской концепции отечественный ученый опирается на исторические формы их существования и философское понимание и дает объективную философскую оценку в подходах разных философских направлений и концепций по данной проблематике. Исследовано философская концепция В.Шинкарука с позиций философской рефлексии и саморефлексии ученого. Анализируются перспективы и актуальность философской позиции отечественного ученого в советских и современных условиях философствования в спектре развития мировой философской мысли. Таким образом, заслугой В.Шинкарука перед философией является введение украинской философской мысли в европейский категориальный аппарат.
Dissertation is devoted to coverage of historical and philosophical analysis of V.Shynkaruk’s (1928 - 2001) philosophical heritage, revealing features in the approaches to the problems of philosophy of a domestic scientist and elucidation of the role and importance of his philosophical ideas for contemporary philosophical thought. Thesis of feasibility of an objective consideration of V.Shynkaruk’s philosophical position in the context of conditions of philosophizing in the period of USSR was substantiated. The paper indicated that the specifics of V.Shynkaruk’s reference to philosophy, was conditioned by historical and philosophical context of analysis and research. Accordingly, an objective analysis of V.Shynkaruk’s views on philosophy, correlation of dialectics, logic and epistemology, activity, Marxist philosophy, Marxist-Leninist philosophy, world-view, culture, social and philosophical issues, history of philosophical thought, was carried out. V.Shynkaruk’s philosophical concept from the positions of philosophical reflection and self-reflection of a scientist was studied. Prospects and relevance of philosophical positions of a domestic scientist in Soviet and modern conditions of philosophizing in the spectrum of development of the world of philosophical thought, were analyzed.