Дисертація присвячена комплексному дослідженню історії освіти в Кримській АРСР у міжвоєнну добу. Проаналізовано вплив курсу коренізації на навчальні заклади. Висвітлені позитивні аспекти в етнополітиці в галузі освіти. На широкому фактичному матеріалі проаналізовано процеси розвитку загальноосвітніх шкіл, системи професійно-технічної освіти та робітфаків Криму. В роботі розкриті тенденції в розвитку шкільної освіти у міжвоєнну добу. Досліджено процес підготовки педагогічних кадрів в Кримській АРСР. В роботі проаналізована залежність професійно-технічних навчальних закладів від економічних показників промисловості. В дисертації проаналізована діяльність робітничих факультетів в Кримській АРСР.
Диссертация посвящена комплексному исследованию
истории образования в Крымской АССР в межвоенный период. Проанализировано влияние курса коренизации на учебные заведения. На широком фактическом материале исследованы процессы развития общеобразовательных школ, системы профессионально-технического образования и рабфаков Крыма.
При анализе процесса решения большевиками национальных вопросов Крыма показана как роль внутренних, так и внешнеполитических факторов. Согласно концепции коммунистов Крымская АССР должна была показать пример решения национальных проблем для Турции и колоний Ближнего Востока. Центральное место в курсе коренизации занимали вопросы культурно-образовательного развития народов. Автор отмечает, что этнопо- литика большевиков в сфере образования определялась необходимостью контролировать инициативу национальной интеллигенции, процесс национального возрождения, через организацию учебного процесса воспитать новое поколение создателей коммунистического общества. По мнению автора в коренизации в образовании содержалось глубокое противоречие. Этот курс привёл к росту национального самосознания, что противоречило коммунистической идеологической концепции.
В работе раскрыты тенденции в развитии школьного образования в межвоенный период. Показаны позитивные аспекты в етнополитике в сфере образования: увеличение количества школ, больший доступ к получению образования на родном языке, подготовка учебников и пособий, педагогические эксперименты национальной интеллигенции. Политическим плюрализмом 1920-х годов, по мнению автора, во многом объясняются успехи в системе образования. Национал-коммунизм в Крымской АССР выявился плодотворным в сфере образования и культуры. Автор подчёркивает, что тенденции развития образования определялись партийно-политическим курсом ВКП(б) и объёмами финансирования. Исследование показывает, что проблема нехватки материальных ресурсов для работы учреждений образования в рассмотренный период не была решена.
Исследуя процесс подготовки педагогических кадров в Крымской АССР, автор выделяет несколько основных форм работы: курсовые мероприятия НКП и деятельность педагогических техникумов. Главной целью было не только повышение педагогической квалификации, а замена учителей с дореволюционным стажем работы на комсомольцев-выдвиженцев. Идеологический аспект и антирелигиозная пропаганда занимали существенное место в образовательном процессе 1920-1930 годов.
В работе показана зависимость профессионально-технических учебных заведений от экономических показателей состояния промышленности.Основной формой подготовки квалифицированных кадров стали школы ФЗУ и техникумы. Они оперативно реагировали на экономические тенденции новой экономической политики и индустриализации. Профессиональные учебные заведения должны были создать кадры национального пролетариата из крымскотатарских крестьян и других национальных меньшинств. Крестьянство же являлось носителем традиционной культуры и религии и не было восприимчиво к коммунистической пропаганде. Исправить ситуацию должны были профессиональные учебные заведения.
В диссертации проанализирована деятельность рабочих факультетов (рабфаков) в Крымской АССР. Рабфаки призваны были пролетаризировать высшие учебные заведения, изменить их социальный состав. Они сыграли позитивную роль, расширили возможности получения образования молодёжью из бедных семей. Рабочие факультеты были источником абитуриентов для вузов и техникумов в условиях многократно увеличившейся подготовки кадров индустриализации.
The thesis is dedicated to integrated research of history of education in Crimean ASSR in the period between two world wars. The influence of koreni- sation on educational establishment is analyzed here. Ther have been demonstrated the positive aspekts of ethnopolitics in education. Processes of development of comprehensive schools, system of professional - technical education and working departments of Crimea are analyzed on the basis of factual material. The work has described the tendency in school education development between 2 wars. The process of teacher’s training in Crimean ASSR has been investigated. The thesis has demonstrated the dependence of technical educational establishments from economic level of industry. The thesis has analysed the activity of working departments in Crimean ASSR.