Дисертацію присвячено проблемі професійної мовленнєвої підготовки студентів іноземного походження. У роботі уточнено сутність феномена «комплексна дидактична гра»; виявлено педагогічні можливості формування через неї мовленнєвих умінь у студентів іноземного походження; визначено принципи моделювання комплексних дидактичних ігор та особливості їх застосування у структурі підготовки студентів-іноземців до мовленнєвої діяльності; визначено характерологічні ознаки мовленнєвих умінь та показники рівня сформованості мовленнєвих умінь у студентів; доведено, що ефективним методом формування готовності студентів-іноземців до мовленнєвої діяльності є комплексна дидактична гра як осередок цілеспрямованої, керованої діяльності студентів; виявлено та розкрито її особливості, а саме: зміст гри, цілеспрямована взаємодія студентів, що відповідає характеру їх майбутньої професійній діяльності, проблемно- педагогічні ситуації, модель педагогічного процесу, спрямованого на налагодження органічних зв’язків між ігровою та практичною діяльністю.
Диссертация посвящена проблеме профессиональной речевой подготовке студентов-иностранцев, в решении которой особое место занимают игры разного типа, которые относятся к «нетрадиционным методам» обучения. В диссертации дается теоретико-аналитический обзор философской психолого-педагогической литературы по проблеме профессиональной подготовки будущего учителя.
В диссертации рассмотрены теоретические проблемы профессиональнопедагогической речи; определены особенности процесса формирования речевых умений студентов-иностранцев; предложена модель подготовки студентов к речевой деятельности.
В работе предлагается классификация речевых умений будущего учителя, которая, хоть и условна, но дает возможность иметь представление о логике построения и реализации тех или иных умений.
В ходе экспериментальной работы в результате изучения особенностей определения критериев проявления сформированности этих умений даны качественные характеристики низкого, среднего и высокого уровней состояния сформированности у студентов речевых умений и проявление их в практической деятельности. Доказано, что для определения уровня речевых умений целесообразно использование ряда сюжетно-ролевых игр, каждая из которых моделируется так, чтобы студент оказывался в разных ситуациях, что заставляло его выполнять разные роли и находить нужные решения.
В работе уточнена суть феномена «комплексная дидактическая игра», которая рассматривается в системе формирования речевых умений как творческая деятельность студентов в специально смоделированной ситуации, направленной как на развитие профессионально-речевых умений, так и на органическое развитие артистических умений, которые проявляются в разных жанрах и видах речевой деятельности.
В ходе эксперимента выявлены и раскрыты содержание и функции дидактической игры, а также принципы ее моделирования. Основу содержания комплексной дидактической игры, по нашему мнению, должна составлять как ситуация, приближенная к реальной жизни учителя, студента, так и ситуация «нафантазированная» экспериментатором или студентами. Это позволяет включать студентов в активную деятельность еще на этапе разработки сюжета, наполнения содержанием отдельных игр, что актуализовало их профессиональные знания в области философии, педагогики, психологии. Процесс моделирования комплексных дидактических игр потребовал решения нескольких задач: научить быстро, оперативно, грамотно, правильно, эмоционально мотивировано воспринимать речь собеседника и так же ему отвечать, владеть гибкой, подвижной интонацией, убежденно «вести» слушателя за высказанным.
Моделирование комплексной педагогической игры потребовало решения и ряда других задач: создать систему таких связей всех компонентов, которые бы обеспечивали оптимальное качество самой игры и реализацию заложенных в ней педагогических заданий, то есть получения предложенных результатов. На основе выделенных признаков комплексной дидактической игры в работе представлена схема моделирования последовательности игры.
В ходе формирующего эксперимента выявлены оптимальные педагогические условия применения комплексных дидактических игр в системе подготовки студентов-иностранцев к речевой деятельности.
Дается количественное и качественное обоснование эффективности внедрения экспериментальных методик комплексных дидактических игр в формировании речевых умений студентов-иностранцев.
The thesis is devoted to the problem of professional speaking training of foreign students. In this work the essence of “complex didactic game’ is amplified; pedagogical possibilities of acquiring speaking skills by foreign students by means of such games are revealed; the principles of complex didactic games modeling are pointed out and the peculiarities of their use in the structure of foreign- students’ speaking activities training are designated; the characteristic features of speaking skills and the indicators of speaking skills level of students are given; it is proved that the effective method to develop the readiness of foreign students for speaking activity is a complex didactic game as means of purposeful and guided students’ activity; its peculiarities are revealed such as: game content, purposeful; students’ interaction, which corresponds to their future profession; problematic pedagogical situations; model of pedagogic process, which is aimed at establishing integral links between game and practical activity.