У дисертаційному дослідженні представлено розв'язання проблеми узагальнення та систематизації знань з біології учнів 7-9 класів. Визначено умови організації зазначеної діяльності школярів. Структурування навчального матеріалу, як одна з таких умов, полягає у виділенні навчальних одиниць різного рівня узагальненості та встановленні зв’язків між ними. Вказано на необхідність врахування рис біологічного знання та пізнання в організації узагальнення й систематизації знань учнів. Встановлено риси біологічного знання і пізнання, доведено, що вони відбиваються в узагальнюючій та систематизуючій діяльності школярів з біології. Розроблено методику узагальнення та систематизації знань з біології учнів 7-9 класів. Поглиблено уявлення щодо принципів структурування навчального матеріалу з біології. Уточнено критерії та рівні сформованості вмінь узагальнювати та систематизувати знання з біології.
В диссертационном исследовании рассматривается проблема обобщающей и систематизирующей деятельности учащихся по биологии. На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы выделяются два условия организации вышеуказанной деятельности: структурирование учебного материала и учет возрастных особенностей и познавательных возможностей учащихся. На основе анализа школьной программы по биологии выдвигается третье условие - учет особенностей биологического знания и познания.
На примере разделов биологии 7-9 классов рассматривается функционирование каждого из выделенных условий. Под структурированием учебного материала понимается выделение в нем учебных единиц разного уровня обобщенности и установление связей между ними. Под учебной единицей в диссертационном исследовании подразумевается часть учебной информации, которая подлежит усвоению. В зависимости от структурной части учебного процесса выделены учебные единицы разного уровня обобщенности: урочные, тематические, курсовые, общебиологические. Последние характеризуются наивысшим уровнем обобщенности и включают все предыдущие. При структурировании учебного материала обязательно установление связей между учебными единицами - горизонтальных (в пределах одного уровня обобщенности) и вертикальных (в пределах разных уровней обобщенности). Подобные связи могут быть разного характера - причинно-следственные, структурно-логические, функциональные. Обоснованность выделения учебной единицы как элемента обобщающе-систематизирующей деятельности учащихся по биологии основывается, во-первых, на доказательствах единства такого вида учебной деятельности для данного учебного предмета, во-вторых, на специфике биологической науки. В диссертационном исследовании выделены особенности биологического научного знания и познания. Основываясь на том, что обобщающе-систематизирующая деятельность учащихся относится к учебной деятельности по биологии как часть к целому, был сделан вывод, что особенности биологического научного знания и познания являются таковыми и для учебного биологического знания и познания, в общем, и обобщающе-систематизирующей деятельности, в частности. Различия состоят в объеме и уровне теоретизации материала, который является сутью биологии как науки и учебного предмета. В диссертационном исследовании указано на динамику изменений в отражении основных черт биологического учебного знания и познания на материале разделов „Царство Животные" и „Биология человека'’.
В диссертационной работе сделан акцент на том, что выделенные условия функционируют в системе связей друг с другом. В основу экспериментальной методики положена авторская модель обобщения и систематизации знаний по биологии учащихся 7-9 классов. Последняя включает инвариантные (целевой, содержательный) и вариативные (организационный, процессуальный, результативный) компоненты.
Расширены представления о принципах структурирования учебного материала. Уточнены критерии и уровни сформированное™ умений обобщать и систематизировать знания по биологии у школьников. Одним из результатов диссертационного исследования является создание классификации учебных единиц по биологии (на уровне темы) по их значению во внутритематическом, межтематическом и межкурсовом пространстве. Кроме того, разработана классификация типов связей между учебными единицами. Изложена методика констатирующего, формирующего экспериментов. Проанализированы количественные и качественные результаты констатирующего и итогового срезов. Использованные методы математической статистики подтверждают правомерность выдвинутой гипотезы.
Материалы диссертационного исследования могут использоваться преподавателями высших учебных заведений при проведении учебных занятий по методике преподавания биологии, на курсах повышения квалификации учителей, учеными при написании учебно-методических пособий для общеобразовательных школ и высших учебных заведений.
The dissertation is dedicated to the problem of organization generalization-systematization activities in biology of 7-9 fonn pupils. The methodic conditions of successful organization this activity' has been determined. The structuring of educational material as one of such condition consists in picking out educational units of different degrees of generalization and putting ties between them. It is pointed out that it is necessary to take into consideration biological scientific lines of knowledge and cognition for organization generalization-systematization pupils' activities. The specific lines of biology' are distinguished. It is proved that they characterize educational biological knowledge and cognition in a whole and generalization- systematization pupils' activity' in particular. The methodic model of organization generalization-systematization activities in biology of 7-9 form pupils has been elaborated. The principles of structuring the educational material of biology have been extended. Tire criteria and levels of development of the generalization-systematization skills have been defined more precisely.