У дисертації обґрунтовано доцільність і можливість формування прийомів розумової діяльності на основі використання педагогічних програмних засобів із розряду програм динамічної геометрії. Запропоновано науково обгрунтовану методику узагальнення та систематизації знань та вмінь учнів з геометрії. Встановлено, що в результаті використання в навчальній діяльності педагогічних програмних засобів GRAN-2D, GRAN-3D, GRAN 1 підвищується ефективність засвоєння геометричних понять, в учнів розширюється запас просторових образів, поглиблюється розуміння навчального матеріалу. Навчання набуває творчого, дослідницького спрямування, активізується пізнавальна діяльність, посилюється інтерес до розв’язування задач, до самостійної навчально-дослідницької діяльності, що створює передумови для зростання рівня узагальнення та систематизації знань. Розроблено окремі компоненти методичної системи узагальнення та систематизації знань та вмінь учнів з геометрії в загальноосвітніх школах.
Диссертация посвящена проблеме формирования приемов умственной деятельности на основе использования педагогических программных средств из разряда программ динамической геометрии. Предложена научно обоснованная методика обобщения и систематизации знаний и умений учеников по геометрии. Установлено, что в результате использования в учебной деятельности педагогических программных средств GRAN-2D, GRAN-3D, GRAN 1, повышается эффективность усвоения геометрических понятий, в учащихся расширяется запас пространственных образов, углубляется понимание учебного материала. Обучение приобретает творческий, исследовательский характер, активизируется учебно-исследовательская деятельность, усиливается интерес к решению задач, к самостоятельной учебной деятельности, которая создает предпосылки для возрастания уровня обобщения и систематизации знаний. Разработаны отдельные компоненты методической системы обобщения и систематизации знаний и умений учеников по геометрии в общеобразовательных школах.
Во время исследования были выявлены важнейшие факторы формирования приемов умственной деятельности учеников, эффективность которых может быть усилена путем использования в обучении моделирующих возможностей компьютера: повышение
наглядности обучения; расширение круга задач, упражнений и практических работ в процессе обучения геометрии на основе НИТ; предоставление учебной деятельности самостоятельного, исследовательского характера; внедрение активных методов обучения; овладение современными методами научного познания, связанными с использованием компьютера.
С целью разработки отдельных компонентов компьтерно-ориентированной методики обобщения и систематизации знаний с геометрии было определено, какие типы компьютерных программных средств целесообразно использовать для формирования системных знаний. Как оказалось в результате исследования, отвечают требованиям программные средства моделирующего типа, в частности, GRAN 1, GRAN-2D и GRAN-3D.
Методологической основой использования педагогических программных средств при обобщении и систематизации есть метод моделирования. Моделирование выступает одновременно методом научного познания, содержанием учебного процесса и эффективным учебным методом.
В результате анализа психолого-педагогической литературы и собственных исследований установлено, что эффективными формами организации обобщения и систематизации знаний и умений при обучении геометрии являются разные виды исследовательской работы учеников с использованием программных средств GRAN-2D, GRAN-3D.
К основным результатам исследования относятся:
-впервые предложены научно обоснованные и экспериментально апробированные компоненты компьютерно-ориентированной методической системы обобщения и систематизации знаний и умений в процессе обучения учеников геометрии в общеобразовательных средних школах с учетом современных требований к интеллектуальному развитию школьников в условиях дифференцированного учебно- воспитательного процесса;
- разработаны методические рекомендации для учителей школ;
Результаты педагогического эксперимента подтвердили целесообразность использования программ GRAN 1, GRAN-2D и GRAN-3D во время обобщения и систематизации знаний и умений в процессе обучения учеников геометрии.
Результаты исследования могут быть использованы во время решения проблемы обобщения и систематизации знаний и умений учеников при изучении разных разделов геометрии, а также при изучении других учебных дисциплин.
The dissertation is devoted to the problem of formation methods of intellectual activity on the basis of usage of pedagogical software of dynamic geometry. It is established that as a result of usage of pedagogical software GRAN-1, GRAN-2D, GARAN-3D, as educational activity the effectiveness of mastering of the geometrical concepts by the pupils, their stock of spatial images increases, the understanding of the education material goes deeper. Learning gets creative, research character, the learning- research activity increases the interest for doing sums, for independent learning activity, which creates preconditions for increasing of the level of generalization and ordering of the knowledge. The separate components of methodical system of generalization and ordering of the skills and knowledge on geometry in the secondary school are developed.