У дисертації досліджено напрями підвищення прикладної спрямованості навчання інформатики студентів вищих аграрних навчальних закладів; з'ясовано психолого-педагогічні засади формування у студентів основ інформаційної культури, професійно значущих знань, умінь та навичок з інформатики, необхідних фахівцям аграрного напрямку; розроблено методику формування у студентів основ інформаційної культури, професійно значущих знань, умінь та навичок з інформатики; теоретично обгрунтовано і експериментально перевірено ефективність запропонованої методики навчання з використанням окремих компонент методичної системи формування практично значущих знань, умінь та навичок, інформаційної культури студентів вищих навчальних аграрних закладів за допомогою комплексного використання нових інформаційно-комунікаційних технологій, професійно орієнтованих прикладних програмних засобів та застосування відповідних методів і організаційних форм навчання; показано, що впровадження розроблених компонент методичної системи навчання суттєво підвищує підготовку студентів до майбутньої професійної діяльності.
Диссертация посвящена проблемам повышения прикладной направленности обучения информатике студентов высших аграрных учебных заведений. Повышение прикладной направленности обучения информатике студентов высших аграрных учебных заведений остается актуальной, важной и социально значимой проблемой. Одним из основных направлений реализации поставленных задач есть обеспечение развития образования на базе новых прогрессивных концепций образования, внедрение в учебный процесс современных информационо-коммуникационных технологий. Важное место занимает решение профессиональных задач, которое на современном этапе не возможно без использования прикладного программного обеспечения. Между общественными потребностями в формировании информационной культуры специалиста и уровнем подготовки специалистов-аграриев имеется противоречие. В аспекте данной проблемы в диссертации исследованы направления усовершенствования системы подготовки специалистов-аграриев. Нами установлено, что из действующих факторов, которые отрицательно влияют на практическое решение проблемы использования новых информационо- коммуникационных технологий в учебном процессе, есть недостаточный уровень профессионально значимых знаний и умений студентов по информатике. Системное исследование проблемы повышения уровня прикладного (практического) применения информационо-коммуникационных технологий студентами высших аграрных учебных заведений с использованием задач профессионального направления до сих пор не проводилось. Исследования показали, что существующий уровень подготовки специалистов аграрного сектора экономики по информатике недостаточен для эффективного решения сложных проблем хозяйствования. В диссертации показано, что решение этих проблем может быть осуществлено путем повышения уровня информационной культуры студентов высших аграрных учебных заведений с использованием задач профессионального направления; усовершенствования форм и методов повышения уровня знаний и умений студентов высших аграрных учебных заведений по информатике; создания учебно-методической базы. Главной характеристикой методической системы изучения информатики студентами аграрного профиля есть ее ориентация на деятельностный аспект и достижение целей профессиональной самостоятельности в процессе применения информационо-коммуникационных технологий.
В результате констатирующего и поискового экспериментов нами были определены программные продукты для использования в экспериментальном обучении Windows 98, Microsoft Word 2000, Microsoft Excel 2000, Microsoft Access 2000, Компас LT 5.9, 1C: Предприятие 7.7, Granl for Windows.
В ходе диссертационного исследования разработано методическое обеспечение, в частности лабораторный практикум «1C: Бухгалтерия 7.7 для Украины системы 1C: Предприятие 7.7» для Windows, методические рекомендации к выполнению лабораторных работ "СУБД MS ACCESS", методические рекомендации к выполнению контрольных работ по дисциплине “Исследование операций” и др.
Руководствуясь нормативными программами дисциплин фундаментального цикла, исходя из типовых задач профессиональной деятельности в диссертации разработана методика обучения информатике студентов высших учебных аграрных заведений: 1. Сформулированы цели обучения информатике. 2. Конкретизировано содержание обучения информатике. 3. Подобраны средства обучения информатике (Microsoft Office (MS Word, MS Excel, MS Access); 1C: Підприємство, MathCad, Granl, Compas, AutoCad, ProdgectExpert и др.). 4. Определены формы проведения занятий (групповая форма, деловая игра, индивидуальный подход, дифференцированный подход). 5. Подобраны методы обучения информатике (проблемный метод, деятельностный подход).
Учитывая теоретическую значимость и практическую важность анализируемого вопроса, в диссертации выяснены психолого-педагогические основы формирования у студентов основ информационной культуры, профессионально значимых знаний, умений и навыков по информатике, необходимых специалистам аграрного направления; разработана методика формирования у студентов основ информационной культуры, профессионально значимых знаний, умений и навыков по информатике; теоретически обоснована и экспериментально проверена эффективность предложенной методики обучения с использованием отдельных компонент методической системы формирования практически значимых знаний, умений и навыков, информационной культуры студентов высших учебных аграрных заведений при помощи комплексного использования новых информационо-коммуникационных технологий, профессионально ориентированных прикладных программных средств и применения соответствующих методов и организационных форм обучения; показано, что внедрение разработанных компонент методической системы обучения существенно повышает подготовку студентов к будущей профессиональной деятельности.
В ходе диссертационного исследования разработаны:
- методика формирования у студентов-аграриев основ информационной культуры, профессионально значимых знаний, умений и навыков по информатике;
- методическое обеспечение лабораторного практикума по дисциплинам информативного цикла;
- комплекс задач профессионального направления для проведения практических и лабораторных занятий по дисциплинам информативного цикла;
В результате анкетного опроса учителей и студентов, экспериментального обучения, проведенного анализа научно-методической литературы и документации было установлено:
- требования к результатам обучения информатике студентов высших аграрных учебных заведений;
- содержание профессиональной подготовки специалистов аграрного сектора экономики необходимо дополнить заданиями прикладной (профессиональной) направленности;
- внедрение разработанных компонент методической системы обучения существенно улучшает подготовку студентов к будущей профессиональной деятельности, направлено на развитие необходимых личностных качеств студентов, повышает дисциплину и успеваемость, мотивацию и интерес к изучению информатики и обучению в целом; создает условия формирования информационной культуры профессионального содержания, которое в конечном результате влияет на формирование профессиональной культуры специалиста.
The trends of increase of the applied orientation of computer science training of the students of higher agrarian educational institutions are investigated in the thesis; psychological and pedagogical basis for formation of students information culture basis, professionally important knowledge and skills of computer science necessary for experts in agrarian sciences are determined; efficacy of the offered training technique with the use of certain components of methodical system of practically important knowledge and skills, information culture of the students of higher agrarian educational institutions by means of complex use of new information technologies, professionally oriented applied software and the use of the appropriate methods and organizational forms of training are theoretically substantiated and experimentally checked; it is shown that introduction of the