У дисертаційному дослідженні здійснено аналіз стану розробки проблеми використання технології модульно-розвивального навчання географії учнів основної школи. Науково теоретично обгрунтовано та визначено практичні напрямки використання модульно-розвивальної технології в процесі навчання географії учнів основної школи. Розроблено структурну модель вивчення географії материків і океанів за умов технології модульно-розвивального навчання. Створено модульну навчальну програму шкільного курсу «Географія материків і океанів» розроблено та апробовано її програмно-методичне забезпечення у пакеті з шести компонентів: граф-схеми навчального курсу, графіку вивчення курсу, проектів навчальних модулів, сценаріїв модульно-розвивальних занять, розвивальних міні-посібників та освітніх програм самореалізації особистості учня. Розроблено методичні рекомендації для вчителів середньої загальноосвітньої школи щодо впровадження технології модульно-розвивального навчання у навчально-виховний процес з географії із використанням пакету програмно-методичне забезпечення курсу «Географія материків і океанів» в основній школі.
Диссертационное исследование посвящено теоретическим, методическим и практическим основам эффективного использования технологии модульно-развивающего обучения в учебно-воспитательном процессе по географии в условиях современной школы. Проведен анализ педагогической, психологической и научнометодической литературы современного уровня теоретической и методической разработки и проблемы практического использования технологии модульно-развивающего обучения географии учеников основной школы. 1 Доведенный анализ отечественной и зарубежной литературы, практические исследования, позволили предложить решение актуальной проблемы результативного использования технологии модульноразвивающего обучения физической географии учеников 7-го класса средней общеобразовательной школы. В ходе констатирующего експеримента разработана, апробирована и проанализирована результативность использования модели модульноразвивающего обучения географии и ее программно-методическое обеспечение. Сделано научное обоснование и определены направления использования модульно-развивающей технологии в процессе обучения географии учеников основной школы с использованием рейтингового контроля их предметных компетенций. Проведен анализ процесса обучения как системы трех моделей личностно-ориентированной педагогики: психологической, социально-педагогической и предметно-дидактической. Разработана и внедрена в практику общеобразовательных школ модель изучения географии материков и океанов в условиях технологии модульноразвивающего обучения с использованием программно-методического обеспечения из шести компонентов: граф-схема учебного курса, график изучения курса, научные проекты учебных модулей, сценарии модульноразвивающих занятий (к 6-ти темам), развивающие мини-пособия (к 6-ти темам) и образовательные программы самореализации личности ученика. Структура предложенной экспериментальной технологии включает в себя два взаимосвязанных этапа: проблемно-предметный и формирующе-корректирующий. В процессе экспериментальной работы было доказано, что использование данных этапов модульного обучения географии развивает познавательную активность учеников, формирует самостоятельность и активность, развивает навыки самообразовательной деятельности как на уроке, так и при выполнении домашних заданий, способствует достижению больших результатов в приобретении учащимися предметных компетенций. В ходе констатирующего эксперимента было доказано, что одним из путей качественного обновления учебно-воспитательного процесса по географии в основной школе может быть методически правильное использование современных образовательных технологий в том числе и технологии модульно-развивающего обучения. Результаты формирующего эксперимента подтверждают эффективность и целесообразность использования созданного программно-методического обеспечения и самой предложенной экспериментальной технологии модульноразвивающего обучения географи в процессе обучения представленном от чуственно- до духовно-эстетического мини-модулей. Внедрение предложенной технологи модульно-развивающего обучения географии в старших класах общеобразовательной школы будет способствовать подготовке учащихся, как будущих студентов, к обучению в условиях кредитно-модульной системы организации учебного процесса и интеграции отечественной системы образования в европейское образовательное пространство. Материалы и результаты диссертационного исследования могут быть использованы учителями географии средних общеобразовательных учебных заведений, а также преподавателями высших учебных заведений при составлении учебных программ, пособий, учебников, проведении курсов повышения квалификации работников образования.
The analysis of the state of development of problem of the use of technology of module-developing studies of geography of students of basic school is done in dissertation research. Scientifically and certainly directions of the use of moduledeveloping technology in the process of studies of students of basic school. The methodical model of study of geography of mainlands and oceans is developed subject to the condition technology of module-developing studies. The modular educational code of school course is created «Geography of mainlands and oceans» and its programmatic-methodical providing in a package from six components: count-chart of educational course, graph of study of course, scientific projects of the educational modules, scenarios of module-developing employments, developing books and educational programs of self-realization of personality of student, modular instruction.