У дисертації здійснено науковий аналіз проблеми формування готовності майбутніх учителів фізичної культури до професійної діяльності. У результаті дослідження визначено структуру професійної готовності, обгрунтовано критерії, показники та рівні сформованості її компонентів. Розроблено диференційовані таблиці комплексної оцінки професійної готовності студентів до педагогічної діяльності за п’ятьма рівнями. Теоретично обґрунтовано та експериментально доведено, що процес фахової підготовки студентів суттєво поліпшується при впровадженні розробленої програми формування готовності майбутніх учителів фізичної культури до професійної діяльності на основі реалізації запропонованих педагогічних умов: поетапне здійснення підготовки студентів на основі взаємозв’язку теорії і практики, інтеграції професійно орієнтованих дисциплін; диференційований підхід до навчання відповідно до рівня професійної готовності студентів; застосування особистісно орієнтованих та інтерактивних методів і форм навчання студентів; проведення професійної діагностики та відповідного коригування процесу підготовки студентів на всіх його етапах; активізація самостійної роботи студентів з використанням комплексно-диференційованих програм.
В работе осуществлен анализ психолого-педагогической литературы и теоретически обоснованы особенности формирования готовности будущих учителей физической культуры к профессиональной деятельности; раскрыта сущность понятия “профессиональная готовность”; определены содержание и структурные компоненты профессиональной готовности учителя физической культуры; проанализированы особенности деятельности специалиста по физическому воспитанию; систематизированы современные средства и методы педагогического влияния на формирование профессиональной готовности будущего специалиста по физическому воспитанию в процессе обучения в высшем учебном заведении. Профессиональная готовность будущего учителя физической культуры рассматривается как результат профессионально-педагогической подготовки, интегральное состояние личности, которое объединяет оптимальную сумму психолого-педагогических и специальных знаний, умений и навыков, профессионально значимых способностей и личностных качеств, устойчивую профессионально-педагогическую мотивацию, высокий творческий потенциал и способность к саморазвитию, что в совокупности обеспечивает успешность выполнения профессиональной деятельности в сфере физической культуры. В структуре готовности студентов факультета физического воспитания к будущей профессии выделены основные компоненты: психологический, теоретический, практический, физический и психофизиологический. Психологическая готовность раскрывает мотивационно-ценностное отношение будущих специалистов к работе учителя; теоретическая и практическая готовность характеризуется определенным объемом профессиональных знаний, умений и навыков; физическая и психофизиологическая готовность определяется соответствием уровня здоровья, физического развития и особенностей нервной системы требованиям педагогической деятельности и профессиональной работоспособности. Определена степень сформированности компонентов профессиональной готовности будущих специалистов по физическому воспитанию в соответствии с установленными критериями, соответствующими им показателями и уровнями. На основании полученных данных разработаны дифференцированные оценочные таблицы профессиональной готовности будущих учителей физической культуры по пяти уровням: низкий, ниже среднего, средний, выше среднего, высокий. Разработанные оценочные таблицы дают возможность комплексно оценить индивидуальный уровень профессиональной готовности студентов с целью корректирования процесса профессиональной подготовки будущих специалистов по физическому воспитанию на всех его этапах. Исследование реального уровня готовности будущих учителей физической культуры к профессиональной деятельности показало, что традиционные формы организации учебного процесса не позволяют в достаточной мере сформировать компоненты профессиональной готовности на необходимом уровне. Разработана, теоретически обоснована и экспериментально проверена программа формирования готовности будущих учителей физической культуры к профессиональной деятельности. Определены педагогические условия эффективной ее реализации: поэтапное осуществление подготовки студентов на основе взаимосвязи теории и практики, интеграции профессионально ориентированных дисциплин; дифференцированный подход к выбору методов педагогического влияния, соответствующих уровню профессиональной готовности студентов; применение личностно ориентированных и интерактивных методов и форм обучения студентов; обеспечение разноуровневого содержания учебных и практических заданий в зависимости от уровня сформированности знаний и умений студентов; проведение профессиональной диагностики и соответствующего корректирования процессу профессионально-педагогической подготовки студентов на всех его этапах; активизация самостоятельной работы студентов, направленной на усовершенствование компонентов профессиональной готовности с использованием комплексно-дифференцированных программ; постоянный настрой студентов на саморазвитие, самосовершенствование, творческую самореализацию.
Scientific analysis of the problem of formation the future physical training teachers readiness for professional activity is given in this thesis. As a result of research the structure of professional readiness is determined; criteria, factors and levels of forming of its components is well-founded. It’s worked out the differentiated tables of composite appreciation of students professional skills for their pedagogical activity consisting five levels. It is theoretically founded and experimentally corrected that professional training of students substantially getting better thanks to using developed programm of forming of readiness of future physical training teachers for their professional activity on the basis of realization of the suggested pedagogical conditions: gradual realization of training of students on the basis of interconnection of theory and practice, integrations of the professional and reference subjects; the individual approach to teaching accordingly to the level of professional readiness of students; the use of the individual and oriental and interactive methods and forms of teaching; carrying out of professional diagnostics and proper correction of process of training of students at each its stage; activation of original work of students with the use of the complex and differentiated programms.