У дисертації здійснюється комплексний аналіз феномену сценізму естрадного мистецтва в контексті масової культури XX — XXI століть. Уточнено зміст категоріальних понять «естрада», «естрадне мистецтво», «масова культура», «масовість», розглядаються чинники міської культури початку XX століття як формотворчий фактор естрадного простору. Зазначається, що в галузі розважального мистецтва досить складно чітко окреслити межі окремих жанрів, адже їм властивий високий рівень синтезу та взаємодоповнюваності. Визначена культурно-історична специфіка формування сценічних жанрів естради. Надається характеристика видовищу як культурно-історичному феномену, який презентується в сценічному просторі естради. Естрадне мистецтво характеризується як засіб інституалізації масових видовищ, як сценічний синтез постмодерних мистецьких практик. Масова культура першої половини XX століття презентується як естрадно-сценічний синтез.
Диссертация является системным исследованием, в котором осуществляется комплексный анализ феномена сценизма эстрадного искусства в контексте массовой культуры XX - XXI веков. На основании теоретического анализа научных источников уточняется содержание категориальных понятий таких как, «эстрада», «эстрадное искусство», «массовая культура», «массовость», рассматриваются факторы городской культуры начала XX века как формотворческий фактор эстрадного пространства. Отмечается, что в отрасли развлекательного искусства достаточно сложно четко очертить пределы отдельных жанров, ведь им свойственный высокий уровень синтеза и взаимного дополнения. Роль эстрадного искусства в массовой культуре исследована с применением комплексного философско-антропологического анализа, к которому привлечены родственные гуманитарные дисциплины. В частности, приемы семантического анализа дают возможность исследовать типы структурной инвариантности разных жанров эстрадной песни. С другой стороны, научный аппарат музыковедения, теории художественного творчества, эстетики, психологии, способствует возможности выяснения внутренней логики построения эстрадных жанров. В работе определяется культурно-историческая специфика формирования сценических жанров эстрады. Представлена характеристика зрелища как культурно-исторического феномена, который презентуется в сценическом пространстве эстрады. Эстрадное искусство характеризуется как средство институализации массовых зрелищ, как сценический синтез постмодерных художественных практик. Массовая культура первой половины XX века презентуется как эстрадно-сценический синтез. В связи с выставочными комплексами, развернутой индустрией зрелищ актуализируется этнокультурное измерение зрелища и эстрады, свидетельствующей об интересе к национальной культуре. Показано, что эстрада формируется как синкретическое зрелище, интегрируя в себе разные формы массовости культуры. Эстрадное искусство в пространстве массовой культуры первой половины XX в. было своевременным «аккомпанементом» Всемирным выставкам, антитезой двух войн и определенной антитезой тоталитаризма в целом. В работе эстрадное искусство характеризуется как полисценический, поликультурный и политворческий феномен. Эстрада специфицирует и определенным образом интерпретирует массовое зрелище в рамках своих сценических измерений. Эволюция эстрадного искусства в контексте массовой культуры имела несколько периодов. Период институализации, усвоения традиций этнокультуры, регенерации традиций, связанных с национальной культурой, которые были потеряны за времена тоталитаризма (это актуально и для постсоветской культуры, и для культуры Западной Европы), а также широкого массового интеркультурного диалога, возникающего в пространстве музыкальной культуры в целом. Эстрадное искусство характеризуется как сценический синтез постмодерных художественных практик. Определяется массовая культура постмодернизма и ее образы. Предоставляется развернутая характеристика взаимодействия эстрады и шоу. Шоу-бизнес как главный показатель и определитель мейнстрима в западном пространстве становится четко регулируемым и структурированным механизмом, бизнес-планом, или бизнес-рынком продвижения медиа-продукта на экранный рынок, преисполненный шоу, зрелищ и несущий в себе эстрадные измерения в традиционном и нетрадиционном виде.
Dissertation is a consistent study, in which complex analysis of the phenomenon stageism of variety show art in the context of mass culture of the XX — XXI centuries was conducted. Based on theoretical analysis of scientific sources, content of categorical concepts such as «variety show», «variety art», «mass culture», «mass» were specified, factors of urban culture of the early XX century as a formative factor of variety show space were considered. The paper defined the cultural and historical specificity of forming stage variety show genres. Characteristics of the spectacle as a cultural and historical phenomenon was provided, which was presented in a stage space of a variety show. Variety show art was characterized as a means of institutionalizing mass shows as a stage synthesis of postmodern artistic practices. Mass culture of the first half of the XX century is presented as a variety show-stage synthesis.