У дисертаційній роботі здійснено філософський аналіз проблеми «нелінійного мислення» та системний аналіз його теоретико-методологічних засад, концептуалізовано поняття «нелінійне мислення», яке визначено як особливий тип мислення, який характеризується рухом думки від різнофакторного до можливого, що дозволяє вибудовувати гнучку методологію пізнання різних шляхів розвитку поліреальнісного середовища життєдіяльності сучасної людини як суб’єкта соціоприродного та соціокультурного функціонування. Визначено методологічні принципи застосування нелінійного типу мислення: людиновимірність, можливісність, різноманітність, інтерпретативність, поліваріантність в голістичності системного світорозуміння, визнання єдності та спільного використання природничо-наукових і соціально-гуманітарних методів світопізнання. Побудовано оптимальну модель становлення «нелінійного мислення» майбутніх фахівців-економістів, яка передбачає модернізації змісту і організації освіти з акцентом на формування у майбутніх професіоналів гнучких, варіативних, альтернативних, інтерпретативних, нелінійних мисленевих компетенцій, необхідних для повноцінної самореалізації в сучасних інформаційно-цивілізаційних умовах. Особистість молодої людини показана як складна і відкрита система, яка на етапі професійного навчання піддається безлічі зовнішніх багатофакторних впливів, а також відчуває внутрішні флуктуаційні духовно-творчі пориви. Доведено, що саме навчально-культурне середовище університету має створювати стабілізуючі ціннісні атрактори.
В диссертации осуществлен философский анализ проблемы «нелинейного мышления» и системный анализ его теоретико-методологических основ, концептуализировано понятие «нелинейное мышление», которое определено как особый тип мышления, который характеризуется движением мысли от разнофакторного к возможному, что позволяет выстраивать гибкую методологию познания различных путей развития полиреальностной среды жизнедеятельности современного человека как субъекта социоприродного и социокультурного функционирования. Определены методологические принципы применения нелинейного типа мышления: человекомерность, вариационность, разнообразие, интерпретативность, поливариантность в холистичности системного миропонимания, признание единства и совместного использования естественнонаучных и социальногуманитарных методов миропознания. Проанализированы историческое развитие экономического образования в советский и постсоветский периоды; выявлены особенности статуса «нелинейного мышления» в системе образования в целом, и экономическом образовании в частности; доказано фундаментальную значимость экономического образования для внедрения эффективных механизмов рыночной экономики, а также для развития демократии и гражданского общества в посттоталитарной стране. Экономическое образование выступает в двух измерениях: как система, обеспечивающая базовыми экономическими знаниями широкие массы населения, и как система формирования профессиональных компетенций специалистов-экономистов различного профиля. «Нелинейное мышление» в экономическом образовании трактуется как феноменологически-рационализирующий акт, направленный на целеполагательный, оперативно-изъяснительный и знаниево-объяснительный охват предмета мысли, что рассматривается в динамике и становлении, многомерно и поливариантно, в многообразии альтернативных и вероятностных путей развития, интерпретативно и системно-целостно. Построена оптимальная модель становления «нелинейного мышления» будущих специалистов-экономистов, которая предусматривает модернизацию содержания и организации образования с акцентом на формирование у будущих профессионалов гибких, вариативных, альтернативных, интерпретативных, нелинейных мыслительных компетенций, необходимых для полноценной самореализации в современных информационно-цивилизационных условиях. Личность молодого человека показана как сложная и открытая система, которая на этапе профессионального обучения подвергается множеству внешних многофакторных воздействий, а также испытывает внутренние флуктуационные духовно-творческие порывы. Доказано, что именно учебно-культурная среда университета должна создавать стабилизирующие ценностные аттракторы. Проанализирована специфика становления «нелинейного мышления» в экономическом образовании: концепт «нелинейного мышления» обнаруживает свою плодотворность и эффективность на различных педагогически образовательных уровнях , как на уровне личностного становления современного человека , так и на уровне образовательного формирования новой познавательно - ценностной картины мира. Доказано, что «нелинейное мышление» воплощается в один из самых эффективных средств образовательной подготовки будущих специалистов-экономистов и является одним из важнейших элементов выстраивания творческого, креативного, аксиологически-познавательного потенциала личности не только профессионального экономиста, но и в целом современного человека. Предложены принципы повышения качества экономического образования студентов в условиях рыночных трансформаций: преодоление негативных последствий догматизированного образования и науки советского периода, критическое инновационное преобразование достижений западной научной мысли, усиления фундаментальных научных школ по экономике в украинских университетах, распространение опыта академической мобильности преподавателей и студентов, расширение академической свободы и плюрализма как в содержании, так и в организации обучения, активизация сотрудничества образовательной системы и практики, бизнеса, предприятий и компаний, необходимость выборочного привлечения опыта таких стран, как Великобритания, Германия, Франция с точки зрения содержательности, организации, научно-методического и практического обеспечения обучения в высших учебных заведений экономического направления.
Philosophical analysis of the problem of non-linear thinking and systematic analysis of its theoretical and methodological background were carried out; the notion of «nonlinear thinking» was conceptualized. Non-linear thinking is defined as a particular type of thinking, which is characterized by the movement of thought from multifactorial to possible. This allows us to construct a flexible methodology of knowledge of different developmental pathways for multifaceted living environment of modern human as the subject of socio-natural and socio-cultural functioning. Methodological principles of application of non-linear type of thinking were defined: human dimension, variability, diversity, interpretativeness, multiplicity of holistic systematic worldview, recognition of unity and sharing of social and humanitarian methods and methods of natural sciences. The optimal model of formation of non-linear thinking for future specialists in economics is suggested. It includes upgrading content and organization of education with emphasis on the formation of flexible, variable, alternative, interpretive, non-linear competencies that are so important for complete self-realization in modern informational and civilizational spaces. Young person is shown as a complex and open system, which is exposed to variety of external multifactorial influences, as well as internal fluctuational spiritual and creative impulses during vocational training. It was proved that educational and cultural environment of the University should create stabilizing value attractors.