Дисертація присвячена теоретичному обґрунтуванню концепції та розробці системи психолого-педагогічного моніторингу навчальних досягнень школярів. У роботі розглянуто психологічну сутність поняття „навчальні досягнення учнів” як результату та основи їх подальшого розумового розвитку, з’ясовано основні психологічні передумови навчальних досягнень підлітків та проаналізовано основні підходи до проблеми визначення їх психологічних результатів. Розкрито зміст, структурні компоненти та рівні потенційних навчальних можливостей учнів, сконструйовано методику їх виявлення та встановлено її прогностичну валідність. Визначено зміст та етапи системи психолого-педагогічного моніторингу навчальних досягнень учнів основної школи, обґрунтовано оптимальні умови його проведення, наголошено на важливій ролі вчителя у цьому процесі, запропоновано інтегровану модель рівневого процесу навчання. Експериментально перевірено ефективність моніторингу для здійснення контролю за динамікою розумового розвитку школярів. Розроблено та апробовано корекційно-розвиваючу тренінгову методику підвищення потенційних навчальних можливостей учнів підліткового віку, яка виявилась ефективною для цілеспрямованого впливу на процес їх розумового розвитку.
Диссертация посвящена теоретическому обоснованию концепции и разработке системы психолого-педагогического мониторинга учебных достижений учащихся основной школы. В работе определены основные философско-методологические и психолого-педагогические основы решения проблемы, приведены результаты теоретического анализа научной специальной литературы. Учебные достижения подростков рассмотрены в контексте умственного развития и обоснована мысль о том, что они отражают, прежде всего, умственное развитие учащихся, являясь его результатом и основой. В связи с этим анализируется понятие «умственное развитие». Уточнены основные психологические предпосылки учебных достижений учащихся основной школы — подростков в возрасте от 10 (11) до 15 (16) лет - среди которых выделены их возрастные и типологические особенности и индивидуальные различия. Представлены результаты эмпирического исследования проблемы мониторинга учебных достижений учащихся общеобразовательной школы. Исследовано содержание понятий «мониторинг» и «образовательный мониторинг», проанализированы общие подходы к оцениванию учебных достижений учащихся, определены структурные компоненты их мониторинга. Рассмотрены основные подходы к проблеме определения учебных достижений школьников с точки зрения отражения ими психического, в частности умственного, развития учащихся в результате учебной деятельности и проанализировано современное состояние использования психодиагностики в учебном процессе общеобразовательных школ. Представлены результаты экспериментальной работы на разных этапах разработки и практического внедрения мониторинга учебных достижений учащихся основной школы, который построен на психологической основе и фактически отражает динамику умственного развития. Отобран достаточный минимум измеряемых показателей для определения уровня потенциальных учебных возможностей школьников, сконструирован комплекс доступных адаптированных психодиагностических методик для измерения уровня развития познавательных психических процессов учащихся основной школы, к которым подобран соответствующий стимулирующий материал. Проведено пилотажное исследование, в ходе которого апробирована разработанная методика диагностирования познавательных психических процессов школьников, проверена ее прогностическая валидность. На основе собранных статистических данных стандартизирован инструмент измерения в виде четырехуровневой балльной шкалы, которая дает возможность качественно интерпретировать по уровню развития (низкий, средний, достаточный, высокий) полученные учащимися количественные оценки. Исследованы психологические основы мониторинга учебных достижений учащихся основной школы, апробированы на практике различные его этапы и элементы, что позволило сделать вывод: психолого-педагогический мониторинг учебных достижений учащихся должен осуществляться как система, которая содержит ряд логически взаимосвязанных и взаимообусловленных этапов: теоретико-методический, диагностический, аналитический, коррекционный и контрольный. Обоснованы оптимальные психологические условия проведения мониторинга, подчеркнута важная роль учителя на всех его этапах. Экспериментально проверена эффективность мониторинга для осуществления контроля динамики умственного развития учащихся. Разработана коррекционно-развивающая тренинговая методика и проведен формирующий эксперимент по развитию познавательных психических процессов школьников, во время которого апробирована серия тренинговых коррекционно-развивающих упражнений-заданий для учащихся младшего подросткового возраста. Показано, что у учеников экспериментального пятого класса произошли качественные изменения в развитии словесно-логического мышления, смыслового запоминания и внимания, что способствовало повышению их потенциальных учебных возможностей и положительно повлияло на учебные достижения. Проанализировано уровневое обучение как главное педагогическое условие осуществления психолого-педагогического мониторинга учебных достижений учащихся. Предложена интегрированная модель уровневого процесса обучения. В заключении обобщаются основные результаты исследования и формируются перспективы дальнейшей научной разработки проблемы психологизации учебного процесса. Главные выводы исследования состоят в том, что умственное развитие каждого учащегося основной школы можно контролировать на основе систематического психологического исследования его потенциальных учебных возможностей и постоянного психолого-педагогического мониторинга его учебных достижений.