У дисертаційному досліджені запропоновано науково обгрунтовану методичну систему розвитку творчої діяльності учнів основної школи на матеріалі функціональної лінії шкільного курсу математики. Встановлено, що запропонована методика істотно підвищує загальний рівень знань учнів з визначеної тематики, рівень їх математичного розвитку та творчої діяльності.
В диссертационном исследовании предложена научно обоснованная методическая система развития творческой деятельности учеников основной школы на материале функциональной линии школьного курса математики. Установлено, что предложенная методическая система существенным образом повышает общий уровень знаний учеников, уровень их творческой деятельности. Диссертация посвящена вопросу развития творческой деятельности в процессе изучения тем, составляющих функциональную линию школьного курса математики основной школы. В работе проанализирован накопленный опыт и объективно обосновано существование проблемы развития творческой деятельности учащихся. Выявлена необходимость разработки методических требований к изучению вышеуказанных тем, а также разработки методических рекомендаций относительно них. Сформулированы дидактические предпосылки развития творческой деятельности в процессе обучения: мотивация, методы обучения, организационные формы, средства обучения, а также особенности их применения к ее развитию. В ходе дифференциации процесса обучения было выделено 6 групп учащихся отличающихся между собой своими психолого-педагогическими особенностями, которые существенно влияют как на интенсивность усвоения материала, так и на уровень его усвоения. Разработаны методические требования к изучению теоретического материала, к учебным задачам, а также к их системе, относительно развития творческой деятельности. Система изучения теоретического и практического материала построена с учетом тесной связи методов учебно-познавательной деятельности и методов научного познания. Относительно этой системы предложена общая методическая схема введения понятия “функция”, а также методика изучения отдельных видов функций. Предложена организация факультативного курса на период изучения программного материала. Основные положения диссертационного исследования непосредственно проверялись на протяжении двух лет, что дало возможность сформулировать следующие выводы. Достижение деятельности учеников на творческом уровне, требует от учителя четкого понимания таких понятий, как творческие способности, творческое мышление, творческая деятельность, важное видение отличий между этими понятиями и пути их формирования. Проведение комплексной диагностики творческих способностей учеников по трем направлениям: уровень обучаемости, креативности и мотивации есть одним из основных требований, без которой затруднительна продуктивная работа в направлении развития творческой деятельности учеников. Творческую деятельность учеников следует развивать, в основном, на программном учебном материале, как при изучении теоретического материала, так и при формировании умений и навыков. Для способных и одаренных учеников целесообразное расширение и углубление учебного материала. В процессе развития творческой деятельности, большое значение приобретает целесообразное использование методов, организационных форм и средств обучения, в частности программного обеспечения в виде компьютерных программ поддержки школьного курса математики. Результаты экспериментального исследования показали возможность развития всех категорий учеников и недостаточность использования этих возможностей учителями. Разработанная методика по развитию творческой деятельности при изучении функциональной линии школьного курса математики основной школы может быть использована учителями разных категорий различных типов школ.
In the dissertation research scientifically well-grounded methodological system of the secondary school pupils’ creative activity development suggested on the school course of mathematics. It’s determined that the suggested methodology essentially increases pupils’ general level of knowledge in the defined subject matter, the level of their mathematical development and creative activity.