Показати скорочений опис матеріалу

dc.contributor.author Калинська, Леся Михайлівна
dc.date.accessioned 2020-10-22T08:38:48Z
dc.date.available 2020-10-22T08:38:48Z
dc.date.issued 2000
dc.identifier.citation Калинська, Леся Михайлівна. Прозова творчість Юрія Андруховича як феномен постмодернізму : автореф. дис. ... канд. філол. наук : 10.01.01 - українська література / Калинська Леся Михайлівна ; [наук. керівник Погребенник Володимир Федорович] ; Нац пед. ун-т ім. М. П. Драгоманова. - Київ, 2000. - 17 с. ua
dc.identifier.uri http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/31369
dc.description.abstract У дисертації досліджуються постмодерністські аспекти прози Ю. Андруховича. На основі постструктуралістської та постмодерністської методології здійснюється аналіз особливостей художньої трансформації постмодерністської філософії та поетики у текстах Ю. Андруховича. Встановлено, що концептуально письменник еволюціонує від деконструкції радянської культурної моделі до формування релятивістського поліцентричного та плюралістичного світобачення. Здійснюється деконструкція метанаративів радянської історії, ідеології, міфології, соцреалістичного мистецтва. Формується постколоніальний, посттоталітарний, постєвроцентричний тип мислення. Стилістично постмодерний світогляд реалізують певні прийоми, зокрема, фрагментарність, полістилізм, інтертекстуальність, синтез масового та елітарного, реального та фантастичного. ua
dc.description.abstract В диссертации исследуются постмодернистские аспекты прозы Ю. Андруховича. Установлено формирование нового постмодернистского дискурса, антитетичного просветительско-народническому и конъюнктурному соцреалистическому. На основе постструктуралистской и постмодернистской методологии осуществляется анализ особенностей художественной трансформации постмодернистской философии и поэтики в текстах Ю. Андруховича. Концептуально писатель эволюционирует от деконструкции советской культурной модели к формированию релятивистского полицентрического и плюралистического мировоззрения. Формируется посттоталитарный, постколониальный, постевроцентрический тип мышления. Характерной чертой текстов писателя является деконструкция определённых метанарративов — таких, как советская история, идеология и мифология, соцреалистическое искусство. Деконструкция осуществляется пародированием определённых литературных дискурсов, а также созданием микронарративов, локальных квазиобъяснительных систем, не претендующих на объективизацию мира, игровых космогоний и мифов. Определены особенности стилистических приемов, используемых писателем, которые на уровне художественной организации текста реализуют постмодернистское мировоззрение. Фрагментарность повествования, полистилизм и эклектизм, моделирование и обыгрывание многочисленных литературных стилей (маньеризма, барокко, украинского бурлеска и травестии, магического реализма, соц-арта) рассматриваются, в частности, как способ преодоления метанарративности. Отказываясь от радикального противопоставления коммерческой и “высокой” литературы, Ю.Андрухович синтезирует разнообразные модели массового и элитарного искусства. Для текстов писателя характерны сочетание интеллектуализма и развлекательности, использование жанровых приемов массовой литературы, создание многоуровневых текстов, отказ от культурных иерархий. Исследуются формы и функции интертекстуальности. Ю.Андрухович обновляет язык прозы, деконструируя само понятие литературного языка. Писатель использует разнообразные синтаксические фигуры, характерные для модернизма и постмодернизма: синонимические ряды, разрушение синтаксиса, подчеркнуто усложненный синтаксис. Ю.Андрухович решает проблему языковой фальши, создавая своеобразную коллекцию разнообразных лингвистических пластов. Среди них — культивированный и актуализированный язык украинской литературной классики, некоторые архаические лексические элементы, язык украинской диаспоры, научная и псевдонаучная лексика, сленг, арго на разных уровнях его функционирования, русский язык, диалект, суржик, язык, засоренный клише массовой культуры. В диссертации исследуются также некоторые общие черты украинского постмодернизма. Обосновано, что это не только узкоэстетическое, но и общекультурное явление. Ситуация постмодернизма интегрирует различные феномены современного украинского искусства: необарокко, концептуализм, кич, феминизм. В рамках постмодернизма формируется полицентрическая структура мышления, создается новый художественный дискурс. Происходят мировоззренческие переориентации: кризис колониального и антиколони ального сознания и формирование постколониального релятивистского плюралистического типа мышления. Осуществляется переосмысление украинской литературной традиции и её языковой и стилевой парадигматики реалистического, народнического канонов. Осуществляется деконструкция основ соцкультуры, ее идеологического и эстетического дискурсов, профанирование её философии, мифологии, символики. В травестийном ироническо-саркастическом плане переосмысливаются и тексты других литературных традиций. Характерными чертами украинской постмодернистской литературы стало преодоление “серьёзности” реализма и соцреализма, актуализация карнавального, игрового и смехового начала в искусстве, реставрация опыта барокко и модернизма. Показательным является обращение к творчеству И.Котляревского и семиотической теории канавала М.Бахтина. Определяются некоторые общие тенденции в развитии постмодернистской литературы стран бывшего социалистического блока. Проза Ю.Андруховича рассматривается в компаративном контексте романов М.Павича, М.Кундеры, В.Пелевина. ua
dc.description.abstract This thesis is devoted to the study of postmodern aspects in Y.Yanukovych's prose. The author's philosophical and fictional discursive practices are defined on the basis of postmodernist and poststructuralist theories. The major theme is the author’s evolution from the deconstruction of the Soviet cultural model to the formation of the new postmodernist discourse and pluralistic relativistic polycentric view of life. The deconstruction of such metanarratives as Soviet history, ideology, mythology and art, patriotic rythorics and the formation of postcolonial, post totalitarian, posteurocentrical thinking is discussed. The thesis examines such poetic devices in Andruchovych's prose as fragmentarily, polystylism, intertextuality, popular and elite culture, the real and the fantastic. ua
dc.language.iso uk ua
dc.publisher НПУ імені М. П. Драгоманова ua
dc.subject постмодернізм ua
dc.subject дискурс ua
dc.subject метанаратив ua
dc.subject деконструкція ua
dc.subject інтертекстуальність ua
dc.subject постструктуралізм ua
dc.subject постмодернизм ua
dc.subject постструктурализм ua
dc.subject дискурс ua
dc.subject метанарратив ua
dc.subject деконструкция ua
dc.subject интертекстуальность ua
dc.subject postmodernism ua
dc.subject poststructuralism ua
dc.subject discourse ua
dc.subject metanarrative ua
dc.subject deconstruction ua
dc.subject intertextuality ua
dc.subject.classification 883.3 ua
dc.title Прозова творчість Юрія Андруховича як феномен постмодернізму ua
dc.title.alternative Проза Юрия Андруховича как феномен постмодернизма ua
dc.title.alternative Yuri Andruchovych's prose as a phenomenon of postmodernism ua
dc.type Other ua


Долучені файли

Даний матеріал зустрічається у наступних фондах

Показати скорочений опис матеріалу