Дисертацію присвячено проблемі формування творчого мислення майбутніх учителів образотворчого мистецтва у процесі вивчення курсу основ композиції. Подано узагальнюючу історико-педагогічну та теоретичну характеристику феномену творчого мислення, розглянуто специфічні особливості його прояву у художньо-педагогічній сфері, доведено залежність ефективності формування творчого мислення студентів від організації особистісно орієнтованого навчання основам композиції, проаналізовано педагогічні проблеми формування творчого мислення особистості у практичній діяльності вищої школи, визначено критерії та рівні сформованості творчого мислення майбутніх учителів образотворчого мистецтва. Розроблено і експериментально перевірено методику ефективного формування творчого мислення студентів, яка може бути використана викладачами художньо-педагогічних факультетів.
Диссертация посвящена проблеме формирования творческого мышления будущих учителей изобразительного искусства в процессе изучения курса основ композиции. Представлена обобщающая историко-педагогическая характеристика феномена творческого мышления, выделены основные направления его исследования, рассмотрен педагогический аспект проблемы. Творческое мышление соотносится с интеллектом, творческими мыслительными способностями, креативностью и одаренностью личности. В диссертации раскрыты специфические особенности творческого мышления в художественно-педагогической сфере, в котором объединены эмоциональные (образные) и рациональные (понятийные) элементы. Процесс творческого мышления обусловлен психологическими закономерностями художественного восприятия и внутренней трансформации художественного образа и предполагает высокий уровень развития творческих художественных способностей. Своеобразие творческого мышления в художественной деятельности выражается в его культурологической, визуальной, пространственной, пластической направленности. Основными структурными компонентами творческого мышления будущего учителя изобразительного искусства выделены: композиционный, учебный, профессиональный. Педагогический процесс формирования творческого мышления студентов основывается на гуманистическом личностно ориентированном подходе к его проектированию, что выражается в использовании передовых образовательных технологий, форм и методов обучения. Основные из них таковы: проблемное и развивающее обучение, диалогические формы работы, элементы исследовательского и концентрированного обучения, специализированные методы педагогики творчества. Представлены педагогические возможности использования художественной композиции как средства формирования творческого мышления студентов. На основе анализа теоретического материала, с учётом специфики будущей профессиональной деятельности определён оптимальный объём необходимых композиционных знаний: определение и классификация композиций: исторические данные и характеристика особенностей художественных произведений в различных видах искусства; базовые положения теории композиции; знания особенностей детского творчества и восприятия искусства. В диссертации определено, что формирование творческого мышления будущих учителей изобразительного искусства в процессе изучения курса основ композиции возможно при соблюдении таких педагогических условий: отбор и систематизация теоретического материала по композиции в культурноисторическом и искусствоведческом аспектах; интеграция художественных и педагогических знаний и умений в заданиях творческого характера, ориентированных на будущую профессиональную деятельность; использование в учебном процессе эффективных средств педагогического воздействия на творческое развитие будущих учителей; мотивационное обеспечение творческой учебно-познавательной деятельности студентов. Данные педагогические условия реализовывались путём создания экспериментальной программы, которая стала основой методики формирования творческого мышления будущих учителей изобразительного искусства. Была разработана авторская программа курса «Основы композиции», которая обеспечивала творческую организацию процесса изучения дисциплины путем ориентации на будущую педагогическую работу, активизацию творческого потенциала студентов средствами прогрессивных педагогических технологий. Представленная программа практически реализовывала следующие условия: создание эмоционально-психологического комфорта учебно-воспитательного процесса; ориентацию на современные дидактические принципы повышения эффективности обучения; обеспечение оптимальных факторов внешней среды; развитие и саморазвитие познавательных и личностных творческих возможностей каждого. В ходе исследования определены критерии диагностики уровней сформированности творческого мышления будущих учителей изобразительного искусства. В соответствии с ними выделены три уровня: высокий, средний, низкий. Теоретически обоснована и экспериментально проверена методика подготовки будущих учителей изобразительного искусства средствами композиции, которая включала два этапа ее реализации. Сравнительный анализ показателей констатирующего и формирующего экспериментов на основе разработанных критериев показал, что студенты экспериментальной группы значительно расширили свои профессиональные знания, повысили самостоятельность и активность в учебной работе, приобрели творческие и аналитические художественные умения, а также развили способность использовать их в новых ситуациях и находить оригинальные способы решения проблем. Обобщение результатов экспериментальной работы подтвердило эффективность предложенной методики и целесообразность ее использования в практической подготовке будущих учителей.
The dissertation is devoted to formation of creative thinking of future teachers of fine art in the process of learning a composition course. It is given an general historical-pedagogical characteristic of the creative thinking phenomenon, it is examined specifically peculiarities of his display in fine arts sphere, analysed the pedagogical problems of forming of students’ creative thinking in a practical activity of higher school, determined the criterions and levels of formed creative thinking of future teachers of fine art. Theoretical and experimental testing of the methodic ensures effective formation of creative thinking of student that could possibly be made use of by fine art teachers of the pedagogical faculty.