Дисертацію присвячено дослідженню проблеми розвитку пізнавальних інтересів учнів середнього шкільного віку (5-8-і класи). Виділено основні поняття за проблемою дослідження, проаналізовано роль програм та підручників у процесі розвитку пізнавальних інтересів учнів, висвітлено шляхи розвитку пізнавальних інтересів учнів у педагогічній думці Закарпаття, визначено педагогічні та методичні особливості розвитку пізнавальних інтересів учнів середнього шкільного віку, узагальнено систему роботи з вивчення краєзнавчого матеріалу, проаналізовано шляхи розвитку пізнавальних інтересів учнів на уроках історії України в практиці сучасної школи. Запропоновано та експериментально апробовано педагогічні умови, модель, методику розвитку пізнавальних інтересів учнів 5-го та 7-8-х класів, програму навчального курсу історії рідного краю для 5- го класу. Доведено, що введення курсу історії рідного краю в 5-у класі, наповнення шкільного курсу історії України 7-8-х класів краєзнавчим матеріалом, дотримання запропонованих педагогічних умов та методики навчання сприяють розвитку пізнавальних інтересів, підвищенню рівня навчальних досягнень учнів, вихованню громадянської позиції.
Объектом исследования является историческое образование учеников среднего школьного возраста (5-го и 7-8-х классов). Предметом исследования служат методические условия развития познавательных интересов учеников среднего школьного возраста (5-го и 7-8-х классов) в процессе изучения истории Украины. Цель исследования состоит в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке методических условий развития познавательных
интересов учеников среднего школьного возраста (5-го и 7-8-х классов) средствами исторического образования.
Автором проведен теоретический анализ данной проблемы в философской, психолого-педагогической и методической литературе, что позволило установить, что проблема развития познавательных интересов учеников на уроках истории в последние десятилетия привлекала внимание психологов, педагогов, методистов. Однако, выделена недостаточная изученность мотивации учебной деятельности школьников в процессе изучения истории, исторических учебных интересов, их познавательных возможностей в ее усвоении.
В диссертации определено, что на данное время в методике преподавания истории накоплен достаточный опыт инновационных систем, технологий и моделей, которые направлены на реализацию в учебно-воспитательном процессе личностно-ориентированного обучения, развития задатков, наклонностей, одаренности учеников, творчества, оказывают содействие развитию познавательных интересов учеников, но имеют и свои отрицательные стороны, которые заставляют учителей творчески подходить к их использованию, учитывая особенности класса, материала и др.
Анализ практики работы школы обнаружил отсутствие четкой, научно обоснованной, экспериментально подтвержденной методики использования краеведческого материала с целью развития познавательных интересов учеников на уроках истории Украины.
В исследовании проанализирована роль программ и учебников в процессе развития познавательных интересов учеников, выявлены пути развития познавательных интересов учеников в педагогической мысли Закарпатья, определены педагогические и методические особенности развития познавательных интересов учеников среднего школьного возраста. А именно: учет возрастных особенностей учеников, природы познавательного интереса, содержание исторического материала, осознание учениками причинно-следственных связей и закономерностей развития общества, сочетание устного изложения материала учителем с репродуктивной и творческой познавательной деятельностью учеников, использование дидактических игр, дифференцирированное и проблемное обучения, самостоятельная работа учеников, краеведческая работа, сочетание групповой работы с другими формами учебно-познавательной деятельности и др. Обобщено систему работы по изучению краеведческого материала.
Предложены и экспериментально апробированы педагогические условия, модель, методика развития познавательных интересов учеников 5-го и 7-8-х классов, программа учебного курса истории родного края для 5-го класса.
Результаты экспериментальной работы показали, что значительное влияние на развитие познавательных интересов учеников имеет разработанная автором методика использования системы уроков по краеведению в 5-ом и 7-8-х классах при соблюдении таких методических условий: учет возрастных
особенностей учеников и уровня развития их познавательных умений, использование проблемного обучения, системы дидактических игр, комплекса задач для самостоятельной работы, проведение поисково-экскурсионной работы.
Доказано, что введение курса истории родного края в 5 классе, наполнение школьного курса истории Украины 7-8-х классов краеведческим материалом, соблюдение предложенных педагогических условий и методики обучения способствуют развитию познавательных интересов, повышению уровня учебных достижений учеников, воспитанию гражданской позиции.
Результаты исследования могут быть использованы учителями в учебном процессе общеобразовательных школ.
The said dissertation looks into the research of cognitive motivation on the part of junior school students (5-8 grades ). Sufficient attention was paid to the issue under study, the importance of school curriculum and course books in the course of development of students’ motivation has been properly analyzed, the problem looked into has been well - outlined in the accumulated pedagogic experience of Transcarpathian region, peculiar methods and approaches in the for junior school students have been defined in terms of pedagogics and methods of teaching, the acquired knowledge and experience on study of native region has been generalized, the process of the development of junior school students’ cognitive motivation at the lessons of History of Ukraine in modem Ukrainian school has been closely looked at in the dissertation. The conditions of teaching, teaching patterns, methods of the development of cognitive motivation on the part of junior school students ( 5lh grade, 7 - 8lh grades) have been suggested and tried in practice, the course of native area study in the 5"1 grade has been spotlighted in the thesis. It has been proved considerable efficiency of the introduction of the native area study in the curriculum of the 5lh grade and the extension of the 7 - 8lh grades curriculum. Provided that the suggested above pedagogic methods and approaches in the issue in question are introduced into the school curriculum, it will promote the development of cognitive motivation and will boost school material acquisition and enhance civic position on the part of students.