Дисертація присвячена проблемі формування вмінь вибору методів навчання в процесі загальнодидактичної підготовки майбутніх учителів початкових класів.
Проведений аналіз педагогічних, психологічних, методичних джерел вказує на відсутність спеціальних досліджень з даної проблеми. У дисертаційному дослідженні проаналізовано теоретико-методичні засади вибору та конструювання методів навчання, подано методику формування вмінь вибору методів навчання в процесі загальнодидактичної підготовки майбутніх учителів початкових класів.
У роботі науково обгрунтований цілісний процес формування вмінь вибору та конструювання методів навчання в єдності виявлених послідовних, взаємозумовлених етапів, визначені умови ефективності формування зазначених умінь, відображені хід і результати експериментального дослідження.
Аналіз результатів формувального експерименту свідчить про ефективність розробленої методики формування вмінь вибору методів навчання в процесі загальнодидактичної підготовки майбутніх вчителів початкових класів.
Диссертационное исследование посвящено проблеме формирования умений выбора методов обучения в процессе общедидактической подготовки будущих учителей начальных классов. Экспериментально обосновано, что в существующей системе профессионального обучения учителей начальных классов в вузе уделяется недостаточно внимания проблеме формирования умений организации макро- и микродеятельности учителя и учеников.
В диссертации сделан анализ теоретико-методологических основ выбора и конструирования методов обучения, разработана методика формирования
умений выбора методов обучения в процессе общедидактической подготовки будущих учителей начальных классов.
Общедидактическая подготовка рассматривается как дидактикометодическая, интеграция которой происходит во время педагогической практики студентов, результатом чего является их способность моделировать и реализовывать учебный процесс в соответствии с методическими особенностями определенной учебной дисциплины, основываясь на положениях обшей дидактики.
Обозначена специфика формирования умений выбора методов обучения на протяжении всех этапов общедидактической подготовки студентов. Таким образом, определено, что подготовительный этап способствует осознанию студентами специфики учебно-профессиональной деятельности. На базовом этапе подготовки будущие учителя овладевают дидактическими знаниями и умениями выбора методов обучения. Вариативный этап обеспечивает формирование умений наполнять методы обучения методическими приемами. Прикладной этап способствует интеграции дидактических и методических знаний и умений, обеспечивает их реализацию непосредственно в практической деятельности.
В концептуальной части работы определены содержание и структура процесса выбора методов обучения, компоненты которого (анализ, диагностирование, прогнозирование, проектирование, моделирование) взаимосвязаны и взаимообусловлены, функционируют по законам прямой и обратной связи.
В диссертации научно обоснован и экспериментально проверен специально организованный, целостный процесс формирования умений выбора методов обучения в процессе обшедидактмческой подготовки будущих учителей начальной школы. Этот процесс функционирует в единстве и взаимосвязи последовательных этапов: подготовительного, формирующего, аналитикотворческого. Экспериментально выделены условия эффективного формирования умений выбора методов обучения, обоснованы основополагающие принципы формирующего процесса, обозначены его функции.
Эффективная реализация предложенной экспериментальной методики формирования умений выбора методов обучения возможна при определенных педагогических условиях: мотивационно-стимулирующих (поддержка
заинтересованности студентов процессом построения микродеятельности учителя и учеников; осознание студентами цели, ради которой формируются знания и умения, восприятие ее как личностно значимой; развитие у студентов активно-деятельностного подхода к процессу выбора методов обучения; формирования потребности в анализе и самооценке исполненных заданий, определении и доработке допущенных ошибок; формирование потребности в самообразовании); дидактико-методических (реализация личностно ориентированного подхода к обучению студентов, реализация поэтапного педагогического руководства учебной деятельностью студентов, обеспечение овладения студентами поэтапными действиями по выбору и конструированию методов обучения относительно разработанного алгоритма, использование специально разработанного учебно-методического комплекса в процессе изучения студентами «Дидактики» и проведение консультаций на всех этапах общедидактической подготовки будущих учителей начальных классов).
Обобщение названных выше условий позволило выделить следующие принципы организации учебного процесса студентов: 1) профессиональной направленности, 2) последовательности и систематичности, 3) связи теории с практикой. 4) продуктивности обучения, 5) обеспечение межпредметных связей, 6) объективной рефлексии.
Высокий уровень умений студентов моделировать микродеятельность учителя и учеников свидетельствует о педагогической целесообразности и эффективности обучения, что подтверждает гипотезу исследования.
The main goal of dissertation was to design, analyze scientifically and test the structure-functional model of formation of skills to select the methods for education.
The theoretical background for methods of education, its selection and construction were achieved. The essence of the notion “general didactical training process” has been identified.
The components, consecutive stages, main conditions, criteria and the levels of student’s skills formation were obtained. The model and the methodical complex were elaborated and experimentally proved.
The results confirm the effectiveness of experiment depend on the systematic, synergetic and activity approaches in forming process; providing the existence of a purposed study process; introduction of structure-functional model for formation of skills to select the methods of education during general didactical training process for future pre-school teachers.