У дисертації вперше теоретично обгрунтовано формування і функціонування дидактичної системи навчання географії в основній школі, схарактеризовано її складові та визначено перспективи для вдосконалення з урахуванням інноваційних процесів в освіті.
Визначено позитивні тенденції для розвитку географічної освіти в основній школі, серед яких: посилення мотивації до вивчення географії, комплексне використання у навчальному процесі схематичних засобів унаочнення, покращення умов виконання програмних практичних робіт, зростання частки самостійної навчальної діяльності школярів на уроках географії, застосування інтерактивних методів та форм навчання, вдосконалення системи оцінювання навчальних досягнень учнів.
Обґрунтовано та розроблено навчально-методичне забезпечення для вивчення географії у 6-9 класах, складовими якого є: підручники, практикуми і навчальні комплекси на друкованій основі, опорні схеми і картосхеми, дидактичні матеріали для оцінювання навальних досягнень учнів, методичні посібники, довідники.
В диссертации впервые проанализированы теоретические и методические аспекты формирования и развития современной дидактической системы обучения географии в основном звене общеобразовательной школы, определены составляющие элементы дидактической системы географического образования. На основе анализа нормативной базы школьного географического образования в мире и Украине установлено, что на современном этапе общественного развития географическое образование является необходимым условием формирования личности современного гражданина, способного принимать самостоятельные и ответственные решения.
Показано, что с реформированием школьного образования в Украине существенные изменения происходят во всех элементах дидактической системы обучения географии в основной школе. Это обусловлено разработанной Концепцией содержания географического образования, созданием Государственного стандарта базового среднего образования, постоянным усовершенствованием учебных программ для изучения географических курсов. Соответствующего обновления требует содержание школьных учебников и учебных пособий по географии, разработка современного учебно-методического обеспечения, внедрение в учебный процесс эффективных методов, средств и форм обучения.
Установлены и описаны целевые аспекты географического образования в 5-9 классах, поданы содержательные характеристики структурных составляющих современных курсов географии с соответствующими методическими рекомендациями для их реализации в учебно-воспитательном процессе.
Впервые в условиях обновления структуры и содержания курсов географии в основной школе обосновано создание современного учебно-методического комплекса для изучения географии, который включает: учебные программы, инструктивные материалы, учебники, картографические пособия, рабочие тетради для учащихся на печатной основе, хрестоматии, наглядные пособия, дидактические материалы, методические пособия, разнообразные дополнительные источники с географическим содержанием. Установлено, что каждый из указанных элементов имеет свои целевые, содержательные и методические особенности, специфические признаки. Разработаны методические рекомендации для эффективного использования в процессе обучения указанных элементов учебно-методического комплекса.
В процессе сравнительного анализа учебных программ по географии, за последние 20 лет установлено, что программы географических курсов для 6-9 классов требуют соответствующей разгрузки, конкретизации и адаптации к возрастным особенностям учащихся, должны учитывать современные тенденции развития отраслей географической науки и образовательных технологий. Предложены пути для усовершенствования содержания учебных программ по географии для основной школы и программы внешнего независимого оценивания географических знаний в центрах качества образования, которые, благодаря участию автора в профильных рабочих группах Министерства образования и науки Украины, преимущественно учтены при разработке обновленных вариантов указанных программ в 2011-2012 гг. Прогнозируется, что изменения в учебных программах положительно отразятся на всех составляющих дидактической системы и будут способствовать повышению интереса учащихся к изучению географии.
В условиях модернизации базового среднего географического образования с целью создания учебников и пособий нового поколения по географии теоретически и методически обоснованы направления для их усовершенствования и предложены модели школьных учебников на печатной и электронной основе, учебных и методических пособий, справочников по географии. Разработанные с учетом авторских идей учебники, учебные и методические пособия, справочники успешно внедрены в школьную практику и способствуют рациональной организации учебно- воспитательного процесса на уроках географии в 6-9 классах.
Определены современные тенденции развития географического образования в основной школе. Установлено, что с развитием образовательных систем и педагогических технологий значительный потенциал для усовершенствования школьного географического образования имеют: мотивационный компонент урока географии как условие успешного обучения школьников; схематические средства наглядности и их дидактические возможности для усвоения программного материала; система практических работ как обязательная составляющая школьных курсов географии; самостоятельная учебная деятельность учащихся в процессе изучения географии и ее содержательное наполнение; интерактивные методы и формы определения учебных достижений школьников по географии.
Разработанные для изучения курсов географии в 6-9 классах мотивационные блоки, схематические средства наглядности (опорно-информационные схемы, картосхемы, таблицы), система программных практических работ и дополнительных самостоятельных работ с соответствующими алгоритмами и методическими рекомендациями для их выполнения, сценарии для проведения интерактивных форм обучения, система заданий для осуществления поточного и тематического оценивания учебных достижений учащихся успешно внедрены в практику обучения.
• Результаты исследования составляющих элементов современной дидактической системы обучения географии в основной школе позволили усовершенствовать подготовку будущих учителей географии в высших учебных заведениях за счет создания автором соответствующего учебно-методического обеспечения дисциплины «Методика обучения географии». По данному курсу разработаны и внедрены в учебный процесс для студентов географических специальностей: программа, учебные пособия, практикум, сборник заданий для самостоятельной работы студентов.
Проведенное исследование не является исчерпывающим. В дальнейшем научный поиск может осуществляться в направлении формирования и функционирования современной дидактической системы обучения географии в старшей профильной школе, определения влияния уровня профессиональной методической подготовки будущих учителей географии на реализацию задач школьного географического образования в контексте функционирования дидактической системы обучения с учетом современных тенденций ее развития.
The thesis focuses on the problems of formation and development of modem didactic teaching system of modem main chain of secondary school in Ukraine. The scientific and methodological basis of geographic education in elementary school are defined. The formation of the regulatory framework for creation modem training complexes for studing the geography course in 6-9 forms are defined.
? The content characteristics of structural components of the geographical education with relevant methodical recommendations are offered. The author’s models of textbooks on geography to print and electronic fundamentals, reference book for pupils of different content and purpose, methodological guides for teachers are developed and implemented. The main trends of didactic teaching system of geography and ensure their semantic content to improve the educational process in geography are defined. A review of pedagogical efficiency of the developed technique of complex application components of training and methodological support for the study of geography in the 6-9 classes is researched.