Дисертація присвячена проблемі взаємодії сім’ї та школи у формуванні гуманістичних цінностей дітей молодшого шкільного віку. У роботі визначено вікові особливості дітей молодшого шкільного віку як об’єкта формування гуманістичних цінностей; розкрито особливості процесу взаємодії сім’ї і школи у формування гуманістичних цінностей дітей молодшого шкільного віку; визначено критерії (когпітивний, емоційний, поведінковий), показники та рівні сформованості гуманістичних цінностей молодших школярів (високий, середній, низький); обгрунтовано і експериментально перевірено програму взаємодії сім’ї та школи у формуванні гуманістичних цінностей дітей молодшого шкільного віку «Я - людина», розроблено організаційно-методичне забезпечення взаємодії сім’ї та школи у формуванні гуманістичних цінностей учнів початкової школи.
Диссертационное исследование посвящено проблеме взаимодействия семьи и школы по формировании гуманистических ценностей детей младшего школьного возраста.
В диссертации проанализированы философские, педагогические и психологические аспекты ценностей личности; определены возрастные особенности детей младшего школьного возраста как объекта формирования гуманистических ценностей; раскрыты особенности процесса взаимодействия семьи и школы по формированию гуманистических ценностей детей младшего школьного возраста; обоснована и экспериментально проверено программу взаимодействия семьи и школы в формировании гуманистических ценностей детей младшего школьного возраста «Я - человек», разработано организационно-методического обеспечения взаимодействия семьи и школы в формировании гуманистических ценностей детей младшего школьного возраста.
В диссертации осуществлен анализ понятий «гуманизм», «гуманный», «гуманистические ценности», «гуманистические ценности детей младшего школьного возраста» и подана трактовка понятия «гуманистические ценности детей младшего школьного возраста» как системы представлений, убеждений, норм и принципов общественно одобренного поведения; системы мировозренческих ориентаций детей младшего школьного возраста, качественным проявлением, составными которых есть любовь, сочуствие, милосердие, забота, чуткость, дружелюбие, справедливость, своевременная помощь и т.д.
Определено, что младший школьный возраст является наиболее сензитивным периодом в жизни ребенка, который характеризуется рядом новообразований, необходимых для формирования гуманистических ценностей в процессе обучения и воспитания: развитием и качественным преобразования процессов познавательной сферы (восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления); формированием воли, волевых черт характера (целеустремленности, организованности, сдержанности, дисциплинированности, настойчивости, требовательности к себе и другим) обогащением опыта социального поведения и формированием моральной самооценки, которая позволяет контролировать свою деятельность и строить поведение в соответствии с гуманными нормами общества.
Определены критерии (когнитивный, эмоциональный, поведенческий), показатели, уровни сформированости гуманистических ценностей детей младшего школьного возраста (высокий, средний, низкий); создана и апробирована методика диагностики уровня сформированости гуманистических ценностей детей младшего школьного возраста во внеучебной деятельности.
Методика формирования гуманистических ценностей у детей младшего школьного возраста реализовывалась за тремя направлениям: а) работа с учениками объединяла функционирование ученического Центра духовного развития «Гуманист» и деятельности Клуба выходного дня «Досуг»; б) работа с учителями включала методический семинар «Взаимодействие семьи и школы в процессе гуманистического воспитания детей младшего школьного возраста»; в ) работа с родителями разворачивалась в Родительском клубе в «Университете педагогических знаний».
Обоснована и экспериментально подтверждена авторская експерементапьная программа взаимодействия семьи и школы по формированию гуманистических ценностей детей младшего школьного возраста «Я - человек». Раскрыта необходимость организационно-методического обеспечения взаимодействия семьи и школы по формировании гуманистических ценностей учеников начальной школы общеобразовательного учебного заведения. Определено содержание организационно-методического обеспечения взаимодействия семьи и школы у формировании гуманистических ценностей детей младшего школьного возраста, что включает: авторский комплекс форм и методов воспитательной работы; методики продуктивного влияния на формирование гуманистических ценностей у детей младшего школьного возраста; разные виды деятельности внеучебной воспитательной работы; программу взаимодействия семьи и школы в формировании гуманистических ценностей детей младшего школьного возраста «Я - человек»; учебно-методические рекомендации «Особенности воспитания гуманистических ценностей у младших школьников»; методическую базу общеобразовательного учебного заведения.
The thesis is devoted to the problem of family and school interaction in the formation of elementary school pupils’ humanistic values. The research reveals the psycho-pedagogical features of elementary school pupils as object of the formation of humanistic values; the features and the mechanisms of interaction influence on family and school in the formation of elementary school pupils’ humanistic values. The thesis contains the developed criteria (cognitive, emotional and behavioral), indicators, levels for formation of elementary school pupils’ humanistic values (high, average, low). It comprises the proved and experimentally confirmed program of family and school interaction in the formation of elementary school pupils’ humanistic values - "I am a person"; the necessity of the organizational and methodical support of family and school interaction in the formation of elementary school pupils’ humanistic values in the general education institution.