У дисертації вперше здійснено цілісне дослідження освітнього, наукового та культурного співробітництва України та Польщі у 2000-2005 рр. На підставі аналізу новітніх видань, архівних матеріалів та нормативно-правових документів двосторонніх відносин розкрито основні напрями та форми культурно-освітньої та наукової співпраці. Виокремлено роль національних меншин у розширенні міжнародних відносин, а також розглянуто діяльність громадських, культурно- освітніх товариств. Досліджені контакти в галузі кінематографа та театрального мистецтва. Проаналізована виставкова, фестивальна та гастрольна українсько-польська діяльність та українсько-польські зв’язки в галузі вищої освіти, характер наукової взаємодії та діяльність спільних українсько-польських комісій.
Таким чином, предметне вивчення українсько-польських освітніх, наукових і культурних відносин 2000-2005 рр. дозволяє стверджувати, що вони тривалі, не позбавлені розбіжностей, але динамічні і конструктивні. Вони характеризуються насиченістю, зваженістю підходів та достатнім потенціалом для трансформації на рівень стратегічного партнерства.
В диссертации впервые проведено целостное исследование тенденций, принципов и закономерностей образовательного, научного и культурного сотрудничества Украины и Польши в 2000-2005 гг. На основашш ретроспективного анализа литературных источников, архивов и документов, договорно-правовой базы двусторонних отношений, прослеживаются основные направления и формы культурно-образовательного и научного сотрудничества, тенденции преодоления устарелых стереотипов, роль национальных меньшинств в расширении международных отношений, рассмотрена деятельность культурно-образовательных обществ, контакты в отрасли кинематографа и театрального искусства, выставочная, фестивальная и гастрольная деятельность, украинско-польские контакты в отрасли высшего образования, характер научного взаимодействия и деятельность общих украинско-польских комиссий.
В исследовании на основе архивных источников и специальной литературы рассматривается динамика украинско-польских гуманитарных отношений на межгосударственном уровне на протяжении 2000-2005 гг. В результате радикальных изменений в начале XXI в. на европейском континенте изменился характер украинско-польских культурно-образовательных и научных взаимоотношений, которые стали примером добрососедства и партнерства двух держав.
Анализ документальных материалов доказывает, что на протяжении исследуемого периода, была создана полноценная политико-правовая база украинско-польского сотрудничества, координационные органы и организационные структуры, деятельность которых способствует воплощению в жизнь общих соглашений, сохранению контактов и укреплению культурно-образовательных и научных взаимоотношений.
В ходе исследования было установлено, что на протяжении этого периода украинско- польские отношения прошли путь от становления до наиболее глубокой степени развития отношений — стратегического партнерства, которое особенно ярко выражается в соблюдении общей позиции в международной и общеевропейской политике.
Таким образом, предметное изучение украинско-польских образовательных, научных и культурных отношений 2000—2005 гг. позволяет утверждать, что они прошли длительный, не лишенный разногласий, но динамичный и конструктивный путь становления и развития. Отмечены их насыщенность, взвешенность подходов и существование достаточного потенциала для трансформации на уровень стратегического партнёрства.
The paper studies the integral educational, scientific and cultural cooperation between Ukraine and Poland in 2000-2005. It reveals the major trends and fomis of cultural, educational and scientific cooperation based on an analysis of the latest books, archival materials and legal documents in the bilateral relations. The study singles out the role of minorities in the expansion of international relations, and examines the activities of social, cultural and educational partnerships. Contacts in the field of cinema and theater are studied. Exhibition, festival and touring activities of Ukrainian-Polish and Polish- Ukrainian relations in higher education, the nature of scientific collaboration and joint activities of Ukrainian-Polish commission are analysed.
Thus, the objective study of Ukrainian-Polish educational, scientific and cultural relations in 2000-2005, suggests that they are long, not without disagreement, but dynamic and constructive. They are characterized by intension, balance approaches and enough capacity to transform the level of strategic partnership.