У дослідженні було розглянуто процеси утворення, розвитку та трансформації
головних східнослов'янських язичницьких світоглядних моделей в історичному
зв'язку з суспільно-економічним і політичним життям східнослов'янського
суспільства. Було проаналізовано такі важливі наукові проблеми, як місце і
роль людини в системі світоглядних родових уявлень давніх слов'ян,
головний зміст та ідейна семантика язичницьких уявлень про структуру й
образ навколишнього світу, пантеон східнослов'янських народних богів,
місце і роль служителів язичницького культу в системі язичницьких вірувань
та культів, особливості дружичної моделі східнослов'янського язичницького
світогляду. У праці по-новому висвітлюється ідейний зміст першої релігійної
реформи князя Володимира. Проведено реконструкцію вірувань і культів
пізніх язичників, проаналізовано їхній вплив на світогляд східних слов'ян
домонгольської епохи.
Диссертация представляет собой первое в современной науке комплексное
исследование динамического развития восточнославянского языческого
мировоззрения VI-ХIII ст. В данном научном труде были рассмотрены
процессы образования, развития и трансформации основных восточно-
славянских языческих мировоззренческих моделей в течение VI-ХIII ст. в
исторической связи с общественно-экономической и политической жизнью
восточнославянского общества. В диссертации был осуществлен историографический, источниковедческий и
методологический анализ поставленных в исследовании проблем: раскрыта
мера исследованности темы эволюции восточнославянского языческого
мировоззрения в научной литературе, проведен анализ основных групп
источников, использованных в данной работе, представлена методология
исследования.
Опираясь на археологические данные и письменные источники, дисертант
провел реконструкцию архаических патриархально-родовых представлений
наших предков о природе и структуре окружающего мира, месте и роли в нем
человека. Были проанализированы народные восточнославянские верования
и культы, затронута тема места и роли служителей языческого культа в
системе восточнославянских языческих верований и культов, проанализированы
традиционные народные языческие представления о структуре и образе
сакрального мира богов.
На основе новых данных археологии было показано, что у наших предков
уже на этапе формирования государственности существовал развитый
институт служителей языческого культа со своей достаточно сложной
структурой, иерархией и уставом.
В диссертации было проведено исследование дружинной модели
восточнославянского языческого мировоззрения: выявлено содержание и
идейная семантика культов основных восточнославянских языческих дружинных
божеств, определены наиболее характерные черты представлений представителей древнерусского дружинного сословия о структуре и образе сакрального мира богов. Осуществлена историческая реконструкция первой религиозной реформы князя Владимира, которая представлена автором как попытка придать дружинной модели восточнославянского язычества статус государственной религии. Осуществлена историческая реконструкция первой религиозной реформы князя Владимира, которая представлена автором как попытка придать дружинной модели восточнославянского язычества статус государственной религии.
Подчеркивается, что процесс христианизации привел к возникновению в
восточнославянских землях двух больших религиозных общин — новообращенных
христиан и язычников, в среде которых продолжилось развитие языческого
мировоззрения.
В исследовании была проведен анализ мировоззрения поздних язычников.
Диссертант подчеркнул, что к традиционным уже родовым культам духов-
берегинь и народных божеств, почитаемых большинством населения Киевской
Руси в дохристианскую эпоху, добавились культы дружинных богов.
Проведена реконструкция верований и культов поздних язычников,
проанализировано их влияние на мировоззрение восточных славян-христиан
домонгольской эпохи. Было подчеркнуто, что отголоски древних представлений о
язычниках конца Х — середины ХIII ст. остались в сознании наших предков в
виде персонажей народной демонологии — ведьм, колдунов.
Ключевые слова: мировоззрение, мировоззренческая модель, представления,
верования, культы, божества, язычество, традиции, обычаи, жрецы.
The dissertation is the first complex research of the dynamic development of |
East Slavonic pagan world outlook during VI-XIII centuries in the modern |
historical science. The processes of foundation, development and transformation of
the main East Slavonic pagan world outlook models have been being revealed in
the historical connection with social, economic and political life of the East |
Slavonic society. Important scientific problems have been analyzed by the |
candidate for a degree, such as the place and the role of a human being inside the
system of the ancient Slavs’ tribal pagan world outlook; the main content and the
semantics of pagan ideas about the structure and the image of the surroundings;
Pantheon of East Slavonic folk deities; the place and the role of pagan priests in the
system of pagan believes and cults; the peculiarities of men-at-arms’ Slavonic
pagan world outlook model.
The ideological sense of the grand duke Vladimir’s first religious reform has
been revealed in a new way in the dissertation.
The reconstruction of the late pagan believes and cults had been fulfilled and
their influence on the outlook of the Slavs of the pre-Mongolian period has been
analyzed.