Дисертаційне дослідження присвячене вивченню проблеми формування толерантності жінок різного віку як умови їх психологічної готовності до майбутнього материнства. Визначено теоретичні підходи до вивчення проблеми толерантності жінок різного віку як умови їх психологічної готовності до материнства. Досліджено структуру толерантності та психологічної готовності жінок до материнства, їх взаємозв’язок. Виділено систему показників, якими характеризуються структурні складові толерантності, що впливають на психологічну готовність жінок до майбутнього материнства (ціннісно-мотиваційна складова: ціннісні орієнтації та базові настанови; когнітивна складова: усвідомлення суті толерантності та її цінності в особистому житті, мотивація до її підвищення, освіченість з питань толерантності; емоційна складова: емпатійні здібності та самоставлення; поведінкова складова: комунікативна толерантність, самоактуалізація, вольова саморегуляція). Обгрунтовано критерій (за рівнем сформованості структурних складових толерантності) та визначено рівні розвитку толерантності жінок різного віку (істина толерантність, квазітолерантність, псевдотолерантність, зовнішня толерантність). Виокремлено типи жінок за сформованістю толерантності та психологічної готовності до материнства (ідеальна матір, конформна матір, проактивна матір, толерантна не-матір, відкрита матір, егоїстична матір, егоцентрична матір). Обґрунтовано та розроблено систему формування толерантності жінок як умови їх психологічної готовності до материнства, апробація якої довела її ефективність та необхідність впровадження в систему підготовки майбутніх матерів.
Диссертационное исследование посвящено изучению проблемы формирования толерантности женщин разного возраста как условия их психологической готовности к будущему материнству. Определены теоретические подходы к проблеме толерантности женщин разного возраста как условия их психологической готовности к материнству. Исследована структура толерантности и психологической готовности женщин к материнству, их взаимосвязь. Выделена система показателей, которыми характеризуются структурные составляющие толерантности, влияющие на психологическую готовность женщин к будущему материнству (ценностно-мотивационная составляющая: ценностные ориентации и базовые установки, когнитивная составляющая: осознание сути толерантности и ее ценности в личной жизни, мотивация к ее повышению, образованность по вопросам толерантности; эмоциональная составляющая: эмпатические способности и самоотношение; поведенческая составляющая: коммуникативная толерантность, самоактуализация, волевая саморегуляция). Обоснован критерий (по уровню сформированности структурных составляющих толерантности) и определены уровни развития толерантности женщин разного возраста (истинная толерантность, квазитолерантнисть, псевдотолерантность, внешняя толерантность). Определена значимая зависимость между рядом показателей составляющих толерантность (коммуникативная толерантность, развитость самосознания, самоконтроль; эмоциональная устойчивость, самопринятие, аутосимпатия; осознание сути толерантности и ее ценности в жизни личности; приоритет ценности любви, счастливой семьи, хороших друзей; уверенность в доброжелательности окружающего мира) и показателями психологической готовности к материнству. Выделены типы женщин в зависимости от сформированности толерантности и психологической готовности к материнству (идеальная мать, конформная мать, проактивная мать, толерантная не-мать, открытая мать, эгоистичная мать, эгоцентричная мать). Обоснована и разработана модель и система формирования толерантности женщин разного возраста как условия их психологической готовности к материнству, апробация которой доказала ее эффективность и необходимость внедрения в систему подготовки будущих матерей.
The problem of maternity is vital for modern Ukrainian society. On one hand Ukraine has a deep national family culture, but on the other hand, the change of the society values, social priorities of the women have a complex impact on maternity. Due to the social importance of the problem and absence of corresponding scientific research results, the goal of our study was to explore the peculiarities of women's tolerance as the prerequisite of their psychological preparedness for future maternity. The results of the ascertaining experiment have proved that there exists a material relation between the tolerance components parameters and parameters of the psychological preparedness for maternity, which proves our hypothesis. Based on the theoretical provisions and results of the ascertaining experiment we have developed a tolerance development system for women as the prerequisite of their psychological preparedness for maternity. A system of indicators has been identified that characterize the structural components of tolerance that affect the psychological readiness of women to their future motherhood (value and motivational component: value orientations and basic guidelines, cognitive component: awareness of the essence of tolerance and its value in personal life, motivation to increase it, education on tolerance, emotional component: empathic abilities and self-adaptation, behavioral component: communicative tolerance, self-actualization, volitional self-regulation). The criterion to determine the tolerance degrees (true tolerance, quasitolerance, pseudotolerance, external tolerance), which lies in the maturity degree of its structural components. The types of women are distinguished by the formation of tolerance and psychological readiness for motherhood (ideal mother, conformal mother, proactive mother, tolerant non-mother, open mother, selfish mother, egocentric mother). Our tolerance development system for women as the prerequisite of their psychological preparedness for maternity has proved its effectiveness and necessity of introduction into the system of training future mothers.