Теоретично обгрунтовано необхідність впровадження педагогічних технологій для реалізації сучасних вимог до творчого розвитку учнів, формування у них життєво важливих компетентностей. Доведена необхідність надання вчителям біології України методичної, інформаційної та організаційної допомоги у виконанні завдань реформування шкільної біологічної освіти. Створена, апробована і впроваджена у практику шкіл країни інноваційна педагогічна технологія використання творчих завдань. Результати застосування технології використання творчих завдань: а) збільшується відсоток учнів, які опановують завдання високого і достатнього рівнів; б) збільшується рівень самостійності учнів у навчанні; в) зменшується рівень шкільної тривожності на уроках біології і збільшується рівень мотивації до навчання. Реалізація і відтворення технології на новому місці забезпечені робочими зошитами з друкованою основою серії «Ноосфера» і спеціалізованим сайтом шкільної біологічної освіти www.noosfera.org.ua.
Диссертационная работа является теоретико-экспериментальным исследованием проблемы технологизации обучения биологии учащихся основной школы.
Доказана необходимость оказания методической, информационной и организационной помощи учителям биологии Украины в выполнении заданий реформирования школьного биологического образования. С этой целью создана, экспериментально проверена и внедрена в практику школ страны инновационная педагогическая технология использования творческих заданий в обучении биологии учащихся основной школы. Концептуальная идея технологии базируется на личностно ориентированом и компетентностном подходах. Основная цель технологи — повышение уровня учебных достижений школьников. Содержательная и процессуальная составляющие определены программой по биологии и реализованы через разработку методик проведения разных видов учебной деятельности: изучение нового материала, проведение лабораторных и
практических работ, экскурсий, контроля и самоконтроля знаний и т.п. Мотивационная составляющая представлена элементами поля комфортного обучения и творческими заданиями разных уровней, работа над которыми обеспечивает достижение успеха ученикам с разным уровнем подготовки. Результативность технологии обеспечена этапами реализации, системностью, систематичностью и управляемостью.
Прослежена взаимосвязь между системностью и систематичностью использования творческих заданий, в частности, биологических задач, во всех видах учебных работ школьной биологи и развитием творческих умений и личностных качеств учеников. Результатами применения технологии использования творческих заданий гарантировано являются: а) увеличение количества учеников, которые справляются с заданиями высокого и достаточного уровней; б) увеличивается уровень самостоятельности учащихся в учебе; в) уменьшается уровень школьной тревожности на уроках биологии. Таким образом, технология использования творческих заданий обеспечивает повышение эффективности обучения биологии на основе использования творческих заданий и создания позитивного климата в процессе обучения. Инновационный характер технологии в том, что технология обеспечивает свою реализацию и воспроизведение с помощью рабочих тетрадей серии «Ноосфера», специализированного сайта школьного биологического образования www.noosfera.org.ua и усиленным обеспечением мотивационной составляющей. Рабочая тетрадь как инструмент реализации технологии организовывает ученика, обеспечивает его индивидуальное продвижение; творческие задания тетрадей мотивируют к учебе, активизируют познавательную деятельность; интерактивные герои тетрадей помогают формировать умение учиться, поддерживают ученика и помогают; задания разного уровня для контроля и самоконтроля знаний, известные заранее, обеспечивают достижение успеха ученикам с разным уровнем подготовки; системность и систематичность работы с тетрадью помогает ученику в его самореализации и самоопределении.
Структура тетрадей включает изучение нового материала, работу с учебником, самостоятельные, лабораторные, практические и домашние работы, самоконтроль и разноуровневый контроль знаний, работу над ошибками, экскурсии.
Все элементы технологи использования творческих заданий взаимодействуют и создают поле комфортной учебы. Поле комфортной учебы определяется как подготовленное заранее, известное ученикам, родителям и учителям пространство учебных заданий, алгоритмов и договоренностей, которые определяют
межличностные отношения и взаимные ожидания, как со стороны учителей, так и со стороны школьников и их родителей и базируются на взаимной ответственности.
Особенностями специализированного сайта школьного биологического
образования www.noosfera.org.ua является простота в использовании, соответствие контента программе по биологии, совмещенность с заданиями рабочих тетрадей технологи, систематическое обновление содержания, обеспечения углубления знаний, подготовку к внеклассным и внешкольным биологическим проектам, поддержка здорового образа жизни, возможность дистанционного обучения, гарантия безопасного сегмента Интернет.
This dissertation presents theoretical and experimental research into the problem of technologizing the instructional process used to teach biology at the elementary school level.
It provides theoretical underpinnings that illustrate the need to incorporate technology into the process of developing students’ creative skills and personal qualities. It proves that Ukrainian teachers should be offered aid in methodology, information, and organization as they work to reform elementary instruction in biology. It is with this goal that we have created, tested, and implemented an innovative pedagogical technology for utilizing creative tasks into the educational practices used in this country for teaching biology at the elementary school level. The dissertation traces the interconnection between a systems approach and a systematic process for utilizing creative tasks, specifically, biological tasks, in all aspects of academic work done in biology at the elementary level and the development of students’ creative skills and personal qualities. It concludes that the following are guaranteed as the result of applying utilizing creative tasks technology: a) an increase in the number of students able to handle tasks at high and sufficient levels; b) a rise in students’ academic independence; c) a decrease in the anxiety experienced by students in biology classes. In this way, utilizing creative tasks technology ensures increased efficiency in biology instruction, based on developing student creativity and creating a positive learning climate. The technology can be implemented and reproduced in a new setting using the “Noosphere” series workbooks and the www.noosfera.org.ua website, which specializes in teaching biology at the elementary school level.