Дисертаційне дослідження присвячене філософському аналізу проблем теорії і історії культури, націлене на розробку концептуально-методологічного апарату сучасної соціальної філософії, філософії освіти і педагогічної антропології стосовно аналізу проблем освітньої культури. Обґрунтовано, що вирішення цих проблем може бути найбільш ефективним при комплексному до них підході.
Освітня культура — це культура, яка сприяє успішному здобуттю освіти, а у якості основних складових освітньої культури визначено знаннєві, ціннісні та поведінкові якості, які людині необхідно мати для успішного отримання освіти. Освітня культура являє собою передусім ту культуру, яка характеризує суб’єкта, який набуває освіту. Якщо освіта є частиною культури у широкому сенсі слова, то освітня культура є складовою освіти і виступає як передумова набуття нової освіти.
Диссертационное исследование посвящено философскому анализу проблем теории и истории культуры, нацелено на разработку концептуально-методологического аппарата современной социальной философии, философии образования и педагогической антропологии применительно к анализу проблем образовательной культуры. Обосновано, что решение этих проблем может быть наиболее эффективным при комплексном к ним подходе.
Философское исследование образовательной культуры можно осуществлять на основаниях комплексного анализа, поскольку в истории науки она исследовалась с позиций разных философских, социальных и гуманитарных дисциплин. При этом ядром всех научно-исследовательских программ относительно выявления социокультурных принципов становления образовательной культуры является философская теория культуры, которая для этих целей, кроме использования собственных теоретических возможностей, дополнительно обращается к понятийному и методологическому аппарату других философских дисциплин.
Определяется специфика предмета исследования. Образовательная культура - это культура, которая способствует успешному получению образования, а в качестве основных составляющих образовательной культуры определенны знания, ценностные и поведенческие качества, которые человеку необходимо иметь для успешного получения образования. Образовательную культуру следует отличать от «образования благодаря культуре», поскольку последнее означает получение образования прямо и опосредствовано [опосредствованно] благодаря овладению всеми культурными ценностями как объектом образования, тогда как образовательная культура представляет собой прежде всего ту культуру, которая характеризует субъекта, который приобретает образование. Если образование является частью культуры в широком смысле слова, то образовательная культура является составляющей образования и выступает как предпосылка приобретения нового образования. Образовательную культуру' следует также отличать от педагогической культуры как культуру того, кто учится, от культуры того, кто учит.
Философская теория культуры сочетает выполнение своих теоретических и практических заданий, выполняя функцию философии политики, когда теоретически обобщенные и концептуализированные социально-антропологические принципы развития образовательной культуры определяют стратегические направления практического осуществления этого процесса, его основных участников, их задания и средства их реализации. Философская теория культуры выступает, таким образом, как основание философского осмысления образовательной политики как таковой, которая осуществляется ради развития образовательной культуры личности, благодаря развитию личности и в социальном взаимодействии личностей в образовательной коммуникации.
Dissertation is devoted the philosophical analysis of problems of theory and history' of culture, it is aimed at development of conceptually-methodological organon of modem social philosophy, philosophy of education and pedagogical anthropology as it applies to the analysis of problems of educational culture. It is grounded, that working out these problems can be most effective at complex approach to them.
An educational culture is a culture which is instrumental in the successful receipt of education, and as basic constituents of educational culture knowledges, valued and behavioral qualities which a man must have for a successful education receipt, are certain. Educational culture is a culture, which characterizes a subject which acquires education, foremost. If education is part of culture in wide sense of word, an educational culture is making educations and comes forward as pre-condition of acquisition of new education.