Дисертацію присвячено проблемі формування музичного мислення підлітків у позашкільних навчальних закладах. Виділено та обгрунтовано сутність, зміст і функції музичного мислення підлітків, що визначається як динамічно- інтегративна властивість особистості, що характеризується взаємодією і взаємозалежністю пізнавальної, емотивної, аксіологічної, комунікативної, рефлексивної, перетворювальної його функцій у реалізації поліаспектної художньо-творчої діяльності. Визначено критерії, показники та рівні сформованості музичного мислення підлітків відповідно до змістово-функціональної структурованості та специфіки особливостей досліджуваного феномену.
Розроблено й експериментально перевірено поетапну методику формування музичного мислення підлітків у позашкільних навчальних закладах. Дані, отримані під час дисертаційного дослідження, довели ефективність запропонованої методики формування музичного мисленш підлітків.
Диссертация посвящена проблеме формирования музыкального мышления подростков во внешкольных учебных заведениях. Феномен музыкального мышления определяется как динамическое, интегрированное свойство личности и характеризуется взаимодействием и взаимозависимостью познавательной, эмотивной, аксиологической, коммуникативной, рефлексивной, преобразовательной его функциями в реализации полихудожественной творческой деятельности. Структурно-функциональная организация музыкального мышления является целостной системой, которая функционирует в пределах шести структурно- функциональных ее компонентов, что, с одной стороны, интегрирует структурные компоненты музыкального мышления, а с другой - опосредствует результаты влияния через их функциональные роли.
Внешкольное образование определяется как интегрированная система эстетической социализации, что основывается на принципах гуманистической направленности учебно-воспитательного процесса; сотворчества и сотрудничества; культуротворчества; инкультурации; этноспецифического детерминизма; принципе «педагогики параллельного действия», а также включает целевой, содержательный, информационный, предметный, процессуальный компоненты, и упорядоченное множество действий и операций, обеспечивая непрерывное интеллектуальное развитие личности, привлечение ее к активному процессу овладения культурными ценностями.
В диссертационном исследовании на основе проведения констатирующего эксперимента было определено и научно обосновано критериальный аппарат относительно уровневых параметров сформированности музыкального мышления подростков. Основными критериями сформированности познавательной функции музыкального мышления выступают: мера проявления осознанного постижения художественно-образной концепции музыкального произведения, осознанное определение логико-конструктивного построения музыкального произведения, мера осознанного определения стратегии интерпретации произведения музыкального искусства; эмотивной функции - мера осознанного проникновения в эмоционально-художественный контекст произведения, мера осознанного определения содержательно-эмоциональной сущности музыкального произведения, мера осознанного определения эмоционально-осмысленной реакции и ассоциационных ощущений на эстетическую доминанту музыкального произведения; аксиологической функции — мера осознания ведущих функций музыкального искусства, мера осознания художественной значимости музыкального произведения, степень наличия ценностно-ориентационных диспозиций в процессе осознания концепции музыкального произведения; коммуникативной функции - мера осмысления процесса художественной коммуникации (наблюдение, коррекция, реализация); мера осознания художественного диалога в полиаспектной художественно-творческой деятельности, проектирование личностного коммуникативного контура в процессе сотворчества; рефлексивной функции - мера самоосмысления индивидуальной деятельности личности в художественнотворческом процессе; самокритичность относительно идей, суждений, умозаключений, связанных с овладением искусства музыки; оценка результатов самореализации в художественно-творческой деятельности, самооценка личностных творческих возможностей; преобразовательной функции - проявления проектировочных средств музыкальной деятельности направленных на достижение превращающей цели; ориентация на поиск и использование способов и приемов музыкально-образного концепта произведения; проникновение в содержание художественной образности произведения и его художественной интерпретации на основах абстрагированного виденья «эталонного образца».
В результате констатирующего эксперимента было выявлено четыре уровня сформированности музыкального мышления подростков во внешкольных учебных заведениях: низкий, средний, достаточный, высокий. В ходе исследования установлено, что эффективность процесса формирования музыкального мышления подростков во внешкольных учебных заведениях возможна путем реализации педагогических условий, что являются основой для внедрения разработанной методики формирования музыкального мышления подростков: поэтапность и систематичность учебно-воспитательного процесса; педагогическое взаимодействие на основе диалогизации; внедрение системы учебно-дифференцированных заданий; введение вариативных форм деятельности в организацию учебно-воспитательного процесса внешкольного заведения; переход от репродуктивных видов музыкальной учебной деятельности к самостоятельному творческому поиску; создания благоприятного психологического климата взаимоотношений и сотворчества воспитанников, полного самоутверждения их духовных сил и интеллектуальных возможностей в учебно-воспитательном и художественно-творческом процессе.
Проверка результативности проведённой исследовательско-экспериментальной работы проходила на основе сравнительного анализа уровней сфор- мированости музыкального мышления подростков во внешкольных учебных заведениях в экспериментальных и контрольных группах подтвердила эффективность разработанной методики. Статистическая обработка и анализ экспериментальных данных позволил констатировать позитивные изменения как в развитии музыкального мышления подростков в целом, так и всех составляющих его интегративно-функциональной системы.
The topic of the dissertation is the formation of musical thinking in adolescents in non-school educational establishments. This works highlights and evidently justifies the exact nature, content and functionality of musical thinking in adolescents, which is defined as a dynamic-integrative properties of the individual and is characterized by the interaction and interdependence of his cognitive, emotional, axiological, communicative, reflective and transformative functions in the process of implementation of it's multifaceted artistic and creative activities. The dissertation successfully defines the criteria, indicators and levels of development of musical thinking in adolescents in accordance with the semantic-functional structure and specific features of the studied phenomenon.
This work has developed and experimentally verified the effectiveness of pedagogical conditions and methods of forming a phased musical thinking in adolescents in non-school educational establishments. The data obtained during the dissertation research showed the effectiveness of the proposed method of development of musical thinking in adolescents.