Дисертація присвячена проблемі методичної підготовки майбутніх учителів музики до хорового навчання та виховання учнів основної школи. На основі аналізу наукової літератури розкрито сутність хорового навчання та виховання як мистецько-педагогічного явища та сформульовано засадничі положення його функціонування, окреслено основні функції співацької діяльності (дидактичну, виховну, перетворювальну, психофізіологічну); апробовано взаємовплив особистісно-орієнтованого, аксіологічного та праксеологічного підходів у процесі оволодіння студентами вищезазначеною методичною підготовкою, розроблено її організаційно-комунікативну модель. Визначено і обґрунтовано принципи та педагогічні умови оптимізації методичної підготовки майбутніх учителів музики до хорового навчання та виховання учнів підліткового віку. Розроблено критерії й встановлено рівні досліджуваної підготовленості студентів. Експериментальна робота проводилася в трьох напрямках, мала поетапний характер і передбачала використання низки ефективних методів. Результативність застосованої методики виявилася в позитивній динаміці рівнів методичної підготовленості студентів експериментальних груп. Розроблено методичні рекомендації з підготовки студентів до хорового навчання та виховання учнів основної школи.
Диссертация посвящена проблеме методической подготовки будущих учителей музыки к хоровому обучению и воспитанию учащихся основной школы. На основе анализа научной литературы раскрыта сущность хорового обучения и воспитания как явление искусства и педагогики, определены основные функции коллективной певческой деятельности (дидактическую, воспитательную, превращающую, психофизиологическую), апробировано взаимодействие личностно ориентированного, аксиологического и праксеологического подходов в процессе овладения студентами вышеуказанной методической подготовкой. Определены основные периоды становления и развития певческих традиций в музыкально-образовательной практике украинской национальной школы. На основе теоретических и научно-практических обобщений сформулированы характерные особенности учебно-воспитательной работы на основе хорового искусства. Ретроспективный анализ истории музыкального образования засвидетельствовал доминирование хорового пения как ведущего вида деятельности украинских детей на протяжении десяти столетий. Разработаны и обоснованы принципы, педагогические условия оптимизации методической подготовки будущих учителей музыки к хоровому обучению и воспитанию учащихся подросткового возраста. Разработаны критерии, установлены уровни исследуемой подготовленности студентов и раскрыты ее компоненты. Обобщение результатов констатирующего эксперимента послужило основанием для внедрения организационно-коммуникативной модели методической подготовки студентов посредством их участия в работе педагогической лаборатории по хоровому обучению учащихся. Формирующий эксперимент позволил осуществить проверку предложенных форм и методов учебно-воспитательной работы, как во время аудиторных занятий, так и в процессе производственной педагогической практики студентов в основной школе. Результативность используемой методики проявилась в позитивной динамике уровней методической подготовленности студентов экспериментальных групп. Разработаны методические рекомендации по подготовке будущих учителей музыки к хоровому обучению и воспитанию учащихся основной школы.
In terms of analysis of scientific literature exposed the essence of choral teaching and education as a phenomenon of art and pedagogics, determined the main functions of the collective singing activity (didactic, educational, developing, psychophysiological), tested the interaction of the student-centered, axiological and praxeological approaches in process of students’ mastering of the foregoing methodical preparation. Determined the main periods of the formation and development of singing traditions in the musical and educational practice of Ukrainian national school. In terms of theoretical and scientifically practical synthesizing formulated distinctive particularities of teaching and educational work on the basis of choral art. Retrospective analysis of the history of musical education testified the predominance of choral singing as the leading kind of the Ukrainian children’s activity during ten centuries. Designed and justified the principles and pedagogical conditions of optimization of the methodical preparation of future music teachers for choral teaching and education of the teenagers. Designed the criteria, determined the degrees of analyzed students’ preparedness and exposed its components. Summarizing the results of the ascertaining experiment served as the reason for introduction of the organizational and communicative system of the students’ methodical preparation via their participation in the work of the pedagogical laboratory of choral teaching of the students. The forming experiment permitted to realize the control of the proposed forms and methods of educational work both during classroom sessions and in the process of the students’ pedagogical practice at secondary school. The effectiveness of the used technique manifested in positive dynamics of the levels of methodical preparedness of the students of experimental groups. Designed the methodical recommendations for the preparation of future music teachers for choral teaching and education of the secondary school students.