У дисертації представлено концептуально-методичний підхід до розв’язання проблеми формування граматично правильного мовлення в дітей дошкільного віку; науково обгрунтовано й опрацьовано лінгводидактичну модель, що була реалізована за такими етапами: пропедевтично-превентивний, репродуктивно-диференційований, нормативно-адаптивний і діяльнісно-творчий. Уперше виокремлено та описано своєрідні етапи оволодіння дітьми правилами словозміни, формотворення й способами словотворення, які різняться передусім змістом і ступенем усвідомлення мовних узагальнень; одержано нові дані щодо обсягу, кількісного та якісного складу лексики сучасної дитини дошкільного віку; з’ясовано особливості формування граматично правильного мовлення в онтогенетичному розвитку дитини. Уточнено зміст феномена “граматична правильність мовлення”; визначено педагогічні умови, що сприяють підвищенню рівня оперування дошкільниками граматичними категоріями; удосконалено систему методичної роботи з педагогічними кадрами. Дістали подальшого розвитку теорія і методика формування граматично правильного мовлення дітей дошкільного віку, а також система роботи, яка ґрунтується на пропедевтичному засвоєнні дітьми широкого кола до теоретичних знань практичної граматики на рівні усвідомлення і вживання граматичних категорій у зв’язному мовленні. Доведено доцільність застосування системи цілеспрямованої роботи щодо формування граматично правильного мовлення.
В диссертации представлен концептуально-методический подход к решению проблемы формирования грамматически правильной речи у детей дошкольного возраста; научно обоснована и апробирована лингводидактическая модель, которая была реализована с помощью таких этапов: пропедевтико-превентивного, репродуктивно дифференцированного, нормативно-адаптивного и деятельностно творческого. Впервые выделены и описаны своеобразные этапы овладения детьми правилами морфологии и способами словообразования, которые отличаются, прежде всего, содержанием и степенью осознания языковых обобщений. Получены новые данные относительно объема, количественного и качественного состава лексики современного ребёнка дошкольного возраста; определены стадии генезиса грамматических категорий в речи дошкольников; выяснены особенности формирования грамматически правильной речи в онтогенетическом развитии ребенка; уточнено содержание феномена “грамматически правильная речь”; определены педагогические условия, способствующие повышению уровня оперирования дошкольниками грамматическими категориями; усовершенствована система методической работы с педагогическими кадрами; получила последующее развитие теория формирования грамматически правильной речи у дошкольников; доказана целесообразность применения системы работы по целенаправленному формированию грамматически правильной речи. Грамматическая компетенция понимается как ключевая, которая проявляется в неосознанном употреблении грамматических форм родного языка согласно с законами, правилами морфологии, словообразования и синтаксиса, в чувстве грамматической правильности, наличии навыков коррекции относительно правильности употребления грамматических форм. Грамматический строй родного языка должен быть усвоен детьми в дошкольном возрасте, потому что усвоение всех грамматических форм родного
языка является показателем готовности интеллекта ребёнка к усвоению школьной программы по всем разделам. Содержанием грамматической компетенции у детей дошкольного возраста является практическое усвоение детьми грамматического строя языка как чёткой системы языковых единиц и правил их функционирования в сфере морфологии, словообразования и синтаксиса. Разные стороны грамматического строя языка ребенок дошкольного возраста усваивает по-разному, на каждом возрастном этапе есть свои достижения и отличия. Обогащение речи ребенка дошкольного возраста сложными грамматическими конструкциями (словообразовательными, синтаксическими) важно по двум причинам. Во-первых, богатство индивидуальной речи дошкольника - это залог развития интеллекта, его мыслительного компонента. Во-вторых, разнообразие грамматических конструкций одновременно предусматривает правильность речи, а правильность - это первое условие культуры речи, поскольку, только достигнув правильности, можно совершенствовать точность, уместность, целесообразность дискурса. Формирование грамматически правильной речи у детей дошкольного возраста приведет к усвоению практических знаний о языке, овладению грамматической правильностью речи как базовым уровнем формирования языковой личности в дошкольном возрасте. Получению положительных результатов экспериментальной работы и подтверждению выдвинутой в начале исследования гипотезы способствовали этапы формирования грамматически правильной речи у дошкольников. Каждый этап работы над формированием грамматически правильной речи у детей дошкольного возраста имел свою конкретную цель, которая решалась через определенные приоритетные задания. Отработка предложенной лингводидактической модели формирования грамматически правильной речи позволила создать и практически реализовать такие педагогические условия: обеспечение взаимосвязи приоритетных направлений учебно-речевой деятельности и речевого опыта ребенка; формирование у дошкольников необходимых практических грамматических знаний, умений и навыков с помощью специально разработанной методики; практическое усвоение детьми правил морфологии и способов словообразования на занятиях по обучению языку и развитию речи; применение разнообразных форм организации учебно-речевой деятельности дошкольников, эффективных методов и приёмов работы.
In the dissertation conceptually-methodical approach to the solution of problem of forming of grammatically correct speech of preschool age children is represented; lingvo didactic model, that consists of three stages: propaedeutic-preventive, reproductive-differentiative, normative-adaptive and active-creative, is scientifically grounded and approved. The original stages of mastering of the rules of word-change, form-building and methods of word-formation, that differ in content and degree of awareness of linguistic generalizations by children is firstly selected and described; new data to a volume, quantitative and qualitative composition of vocabulary of a modem child of preschool age are obtained. Stages of genesis of grammatical categories in the speech of preschool age children defined; the features of forming grammatically correct speech in ontogenetically development of a child are found out. The phenomenon “grammatical correctness of speech” is specified; pedagogical terms, that favour the rise of the level of usage of grammatical categories by preschool age children, are determined; the system of methodical work with pedagogical personnel is improved. The theory, structure and methods of forming grammatically correct speech of preschool age children, also the system of work, that is founded on the propaedeutic mastering of broad pretheoretical knowledge of practical grammar at the level of awareness and usage of grammatical categories by the children in the coherent speech got subsequent development. The expediency of application of the system purposeful work as to forming grammatically correct speech is proved.