Основу дисертації складає наукове обґрунтування методики формування морально-ціннісного відношення до музичного виконавства у підлітків - учнів старших класів дитячих музичних шкіл. У процесі дослідження визначено сутність, зміст та структуру поняття „морально-ціннісне відношення до музичного виконавства”, з’ясовано критерії та встановлено рівні його сформованості. Досліджено принципи, психолого-педагогічні умови формування морально-ціннісного відношення до музичного виконавства у підлітків. Розроблено та експериментально перевірено методику формування морально-ціннісного відношення до музичного виконавства у підлітків на основі ціннісного та особистісно орієнтованого підходів. Отримані і науково обгрунтовані теоретичні та експериментальні результати дозволяють підвищити рівень ефективності навчально-виховного процесу в дитячій музичній школі.
Диссертация посвящена проблеме формирования морально-ценностного отношения к музыкальному исполнительству у подростков - учеников старших классов детских музыкальных школ. Актуальность исследования обусловлена объективной необходимостью поиска путей гармонизации уровня профессиональной музыкально-исполнительской подготовки подростков, по возрастным показателям преимущественно обучающихся в старших классах детских музыкальных школ, и уровня их нравственного развития. Данное исследование направлено на решение одной из ключевых задач учебно-воспитательного процесса в детской музыкальной школе: научить ученика осознавать личностную ценностность музыкально-исполнительской деятельности. В диссертации осуществлен анализ научной разработки проблемы в исследованиях по философии, психологии, педагогике, искусствоведению. Понятие «морально-ценностное отношение к музыкальному исполнительству» рассматривается как субъективное отражение свойств музыкального исполнительства удовлетворять потребности личности в нравственном развитии. Это отражение проявляется в осознании и переживании музыкального исполнительства как моральной ценности и реализуется в деятельной причастности к нему. Исходя из структуры сознания в морально-ценностном отношении выделены три основных компонента: когнитивный, эмоционально-мотивационный и операциональный, а также проанализированы микроструктурные элементы каждого из них. Всем компонентам свойственна динамическая целостность, проявляющаяся в том, что при доминировании одного из них, благодаря целостному характеру личности, всегда присутствуют остальные компоненты. В исследовании рассмотрены научные предпосылки формирования морально-ценностного отношения к музыкальному исполнительству у подростков. Раскрыта первоочередная важность ценностного и личностно ориентированного подходов в музыкально-исполнительском обучении путем обоснования основных принципов формирования морально-ценностного отношения к музыкальному исполнительству у подростков: 1) принципа сотворчества преподавателя и ученика; 2) принципа раскрытия объективно-субъективной ценности музыкального исполнительства для ученика; 3) принципа достижения соответствия творческой цели и действий преподавателя; 4) принципа обеспечения индивидуализации музыкально-исполнительского обучения; 5) принципа создания гармонической взаимосвязи семейного и музыкального образования. Данные принципы наиболее целесообразны при таких, психолого-педагогических условиях формирования морально-ценностного отношения к музыкальному исполнительству у подростков: активизация когнитивной деятельности в процессе освоения морально-ценностной сущности музыкального исполнительства; создание эмоционально-мотивационных ситуаций в учебно-воспитательном процессе детской музыкальной школы; стимулирование творческой самореализации подростков. Выявлены критерии оценки сформированности морально-ценностного отношения к музыкальному исполнительству у подростков - учеников старших классов детских музыкальных школ, определяющиеся уровнем осознанности музыкального исполнительства как моральной ценности; эмоциональной удовлетворенностью обучением в музыкальной школе; положительными изменениями в характере и поведении вследствие музыкально-исполнительских занятий. На основании данных констатирующего эксперимента установлен недостаточный уровень сформированности морально-ценностного отношения к музыкальному исполнительству у подростков. В связи с этим была разработана методика формирования морально-ценностного отношения к музыкальному исполнительству у подростков - старшеклассников музыкальной школы с учетом разных уровней их исполнительской подготовки, музыкальных способностей и нравственного развития. Механизм реализации педагогических принципов и условий формирования морально-ценностного отношения к музыкальному исполнительству у подростков основывался на внедрении разработанной методики, направленной на: повышение морально-ценностной содержательности музыкально-исполнительского обучения подростков; динамизацию эмоционально-ценностных переживаний подростков в музыкально-исполнительском процессе; обеспечение морально-ценностной направленности концертной жизни подростков. Проверка результативности проведённой экспериментальной работы происходила на основе сравнительного анализа уровней сформированности морально-ценностного отношения у подростков в контрольной и экспериментальной группах и подтвердила эффективность предложенной методики.
The thesis is about the problem of forming the teen-agers moral&valuable relation for music performing [by the materials of music schools for children]. There are based the essence, contents and structure of a concept “moral&valuable relation for music performing” on arguments in the thesis, as well as there are researched the principles, psychologic&pedagogic terms and essential methods of forming the teenagers moral&valuable relation for music performing. Herein, there are adduced levels and criteria of its completion in this scientific work. The obtained results of researching are based on arguments and let grow up the efficiency level of teaching-educative process in music schools for children.