Дисертаційне дослідження присвячене проблемі формування культури праці школярів 5-9 класів на уроках обслуговуючої праці. Автором проаналізовано сучасний стан проблеми, розроблено структуру культури праці учнів, дано опис її структурних компонентів та елементів, уточнено поняття „культура праці” та визначено суть поняття „культура праці учня”, розроблено модель формування культури праці учнів основної школи у процесі трудової підготовки та методичні рекомендації щодо її впровадження в навчально-виховний процес. У дисертаційній роботі проаналізовано програму з трудового навчання щодо виявлення можливостей відтворення процесу формування культури праці, запропоновано комплекс методів і засобів, спрямованих на оволодіння дітьми основними елементами культури праці, визначено рівні сформованості культури праці школярів.
Диссертационное исследование посвящено актуальной проблеме -формирования культуры труда школьников 5-9 классов на уроках обслуживающего труда. Автором проанализировано современное состояние проблемы в общеобразовательных учебных заведениях; разработана структура культуры труда учащихся; дано описание структурных компонентов, элементов и характеристик функций культуры труда; уточнено понятие „культура труда” и определена суть понятия „культура труда ученика”; разработана модель формирования культуры труда школьников 5-9 классов в процессе трудовой подготовки, а также даны методические рекомендации относительно её эффективного внедрения в общеобразовательный процесс. В диссертации дана характеристика таким функциям культуры труда, как познавательная, воспитательная, гуманистическая, информационная, организационная, экономическая, коммуникативная, нормативная, адаптационная, духовная, творческая, мировоззренческая. Они раскрывают функциональную взаимозависимость данного вида культуры от культуры личности. Разработанная структура культуры труда ученика основной школы охватывает мотивационный, морально-ценностный, эстетический, экологический, технико-технологический, экономический, организационно-деятельностный, мировоззренческий и контрольно-оценочный компоненты, которые раскрывают всё разнообразие существующих элементов культуры труда человека и оказывают прямое влияние на такие основные составляющие культуры труда школьника, как знания, умения и навыки. В работе доказано, что культура труда оказывает непосредственное влияние на подготовку детей к будущей трудовой деятельности, трудовую мобильность и трудовую компетентность. При этом формирование культуры труда личности рассматривается как одна из инвестиций в человеческий капитал в процессе обучения. Культура труда ученика раскрывается нами как совокупность сформировавшихся культурно-соответствующих качеств индивида, которые базируются на сознательном овладении, сохранении, приумножении школьником специальных знаний, умений, навыков, опыта и определяют действенность его взглядов и убеждений. В процессе исследования установлены основные элементы культуры труда учеников, а именно: умения и навыки планировать работу, анализировать образец и условия задания, работать в коллективе, готовить рабочее место и содержать его в порядке, экономно использовать время, соблюдать правила безопасности и гигиены труда, читать графическую документацию, экономно размечать и использовать материалы, рационально выбирать материалы, рационально и правильно выбирать инструменты, измерительные и чертежно-графические умения. В диссертационной работе впервые представлена модель формирования культуры труда учащихся основной школы, которая включает личностно-культурное, деятельно-профессиональное и социально-историческое направления развития личности в процессе формирования данного вида культуры у школьников. Раскрыто влияние на данный процесс основных составляющих социального пространства - семьи, школы, общества. Авторская модель может быть использована педагогами школ разного типа во время трудовой подготовки учащихся. В процессе исследования были выявлены возможности формирования культуры труда учеников, заложенные в программе трудового обучения, разработан комплекс методов и средств обучения, который способствует овладению детьми основными элементами данной культуры, а также методические рекомендации по использованию данного комплекса на уроках обслуживающего труда. Опытно-экспериментальная работа показала положительную динамику формирования культуры труда школьников при условии внедрения в учебно-воспитательный процесс на уроках обслуживающего труда предложенной методики формирования культуры труда учащихся основной школы, в основе которой заложена модель формирования данного вида культуры в процессе трудовой подготовки. Результаты исследования показали, что в конце эксперимента в экспериментальной группе произошло значительное увеличение количества учеников, которые достигли высокого уровня культуры труда.
The research work is dedicated to the problems of labour culture formation in pupils of 5-9 grades at labour classes. The author has analysed the present-day state of the given problem, designated a new structure of pupils labour culture, offered the description of its structural components and elements, specified the kernel of *the pupil labour culture* term, created a model of labour culture formation in secondary school pupils in the process of labour preparation and methodical recommendations for their practical application. The Labour Teaching Program has been analysed with the aim to find out the ways to recreate the process of labour culture formation in the research work. There have been formed a complex of methods directed at teaching pupils the basic elements of labour culture. There have been also defined levels of labour culture formation in pupils of 5-9 grades.