У дисертації визначено понятійний апарат, структуру і особливості розвитку інтелекту старшокласників, технологію розвитку інтелектуальної активності та методи діагностики сформованості інформатичної компетентності учнів, як результату навчання інформатики в умовах ліцею. У дослідженні розв’язано завдання, пов’язані із розробкою компонентів методичної системи розвитку інтелектуальної активності ліцеїстів на основі системи компетентнісних задач з інформатики. Описано технологію створення компетентнісних задач, модель інтелектуально-насиченого компетентнісного середовища як засобу розвитку інтелектуальної активності ліцеїстів у процесі навчання інформатики та методичні рекомендації по її впровадженню у навчальний процес. Створено, відповідно до сучасних вимог, програмно-методичний комплекс з інформатики (у співавторстві), який включає друкований та електронний підручники, робочий зошит для учнів та методичні рекомендації по організації навчального процесу відповідно до розробленої автором моделі інтелектуально-насиченого навчального середовища, що забезпечує високий рівень інтелектуальної активності учнів під час навчання, посилює прикладне спрямування курсу інформатики, стимулює мотивацію учнів та створює умови для набуття ними інформатичної компетентності. Результати дослідження впроваджено у навчально-виховний процес різного типу навчальних закладів.
В диссертации определены понятийный аппарат, структура и особенности развития интеллекта старшеклассников, технология развития интеллектуальной активности и методы диагностики формирования информатической компетентности учеников в процессе обучения информатике в условиях лицея. В работе выделены условия развития интеллектуальной активности лицеистов, а именно: структурирование и обобщение учебного материала по информатике; организация проектной и исследовательской деятельности, направленной на решение компетентностных задач с использованием индивидуальной и групповой работы учащихся; интеграция информатики с другими школьными предметами путем использования их содержательной части при формулировке задач и обеспечения применения ИКТ как средства обучения; целенаправленное системное согласование учебного процесса с потребностями современного общества; создание соответствующего принципам личностно-ориентированного подхода к образованию методического обеспечения процесса обучения информатике; разработка компонентов методической системы развития интеллектуальной активности лицеистов при изучении информатики на основе системы компетентностных задач. В концептуальных подходах к методике интеллектуального развития выделены условия-ориентиры для определения образовательных целей в соответствии с социальным заказом по подготовке компетентных специалистов современного общества: интеллектуализация и рационализация учебной деятельности учеников, опора на личный опыт, деятельностный подход к обучению, стимулирование наблюдательности и экспериментирования, чередование индивидуальной и коллективной работы. В соответствии с выделенными ориентирами, условиями развития интеллектуальной активности и составляющими информатической компетентности (информационно-аналитическая, компьютерно-технологическая и процессуально-деятельностная), разработаны компоненты методической системы развития интеллектуальной активности лицеистов в процессе обучения информатике, направленной на реализацию социального заказа современного общества. Средствами обеспечения проектируемых характеристик в реальном учебно-воспитательном процессе выступают компетентностные задачи, для которых характерны: взаимосвязь в структуре знаниевой и деятельностной компонент, использование ИКТ как средства для их решения, наличие разноуровневой помощи и критериев оценивания, как конечного результата, так и способов его достижения. В диссертации описана технология составления компетентностных задач в соответствии с требованиями современного содержания, разработана система компетентностных задач по информатике и модель ее внедрения в учебный процесс. В качестве основы интеллектуально-насыщенной среды - средства для развития интеллектуальной активности лицеистов на основе системы компетентностных задач, рассматривается теория Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития, В зоне актуального обучения ученик решает задачи (выполняет задания) путем реализации субъект-субъектного взаимодействия с учителем. Зона творческой самостоятельности предполагает, что ученик самостоятельно экстраполирует свои знания, умения и навыки для формирования компетентностей. Разработанная модель „предполагает” развитие процессов мышления с учетом возрастных особенностей, интересов и умственных способностей каждого ученика и ориентирована на измеряемые результаты. При составлении системы задач в зоне актуального обучения предлагается формулировать задания на развитие мышления согласно таксономии Б. Блума, а в зоне творческой самостоятельности с целью развития интеллектуальной активности - концепции обогащения школьного образования Дж. Рензулли с опорой на теорию поэтапного формирования умственных действий, автором которой является П.Я. Гальперин. Уточнено понятие интеллектуальная активность и очерчены пути реализации педагогического наблюдения за ее развитием в соответствии с разработанной автором трехуровневой моделью, в которой последовательно представлены: - базовые знания и общая ориентировочная основа деятельности (соответствует базовым уровням мышления согласно таксономии Б. Блума и стимульно-продуктивному уровню интеллектуальной активности по Д.Б. Богоявленской); - умения, навыки, высшие мыслительные процессы (формируются навыки мышления высокого уровня по Б. Блуму - основы для становления эвристического уровня интеллектуальной активности); - самореализация - самостоятельные исследования и проектная деятельность (реализация интеллектуального потенциала одаренности, который соответствует творческому уровню интеллектуальной активности). Разработан программно-методический комплекс по информатике (в соавторстве), в состав которого входит: учебник, соответствующий государственной программе по информатике, электронный учебник, рабочая тетрадь для учеников и методические рекомендации по организации учебного процесса. Использование программно-методического комплекса, в котором реализована разработанная автором модель интеллектуально-насыщенной среды, обеспечивает высокий уровень активности учеников при обучении, усиливает прикладную направленность курса информатики, стимулирует мотивацию учеников, а значит, содействует формированию информатической компетентности лицеистов. Результаты исследования внедрены в учебно-воспитательный процесс учебных заведений разного типа. И хотя высший уровень (самореализация) интеллектуальной активности согласно Дж. Рензулли предназначен для специфических потребностей одаренных учащихся, ориентированных на проведение самостоятельных исследований и решение творческих задач (самостоятельно или в малых группах), приобщение всех учеников к исследовательской деятельности с использованием ИКТ как средства обучения сегодня является неотъемлемым условием организации эффективного учебно-воспитательного процесса современной школы. Экспериментальным путем доказано, что использование разработанной методики на основе программно-методического комплекса, способствует: - активизации интеллектуальной деятельности учащихся в процессе обучения информатике, подготовке будущего компетентного специалиста; - увеличению доли продуктивной самостоятельной работы ученика; - формированию стабильных умений и навыков использования средств современных информационно-коммуникационных технологий у учащихся; - повышению практической значимости результатов обучения информатике.
In the thesis the definition of the conceptual apparatus, the structure and features of senior pupils’ intellectual development and diagnostics methods of pupils’ computer science competence forming (as the result of computer science studying in a lyceum) is given. The task concerning the creation of a methodological system for development of pupils’ intellectual activity on the basis of competence computer science tasks was solved in the research. The technology of composition of competence tasks and the model of intellectual-saturated competence environment as the means for pupil’s intellectual activity development in the process of computer science studying and methodological recommendations about its implementation in the process of studying were described. In accordance to the modem requirements there has been created the program and methodological complex in computer science (in co-authorship), which includes printed and electronic textbooks, exercise books for pupils and methodological recommendations for studying process organization according to the model of intellectual-saturated competence environment created by the author. It provides the high level of pupils’ intellectual activity in the process of studying, intensifies an applied area of the computer science course, stimulates pupils’ motivation and creates conditions for getting by them computer science competence. The research results are implemented in the studying process of different kinds of educational organizations.