Аналізується вплив модернізації вищої педагогічної освіти на формування професійно-особистісного підходу до підготовки сучасного вчителя. У дисертації створено філософську концепцію практичної підготовки майбутніх педагогів як одного з напрямів їхнього професійного. Побудована на суб’єкт-суб'єктній парадигмі, вона передбачає розуміння навчального закладу як сфери реалізації розмаїття проявів людської сутності; визнання досвідної природи знання поряд з іншими його джерелами; звернення до формотворчої сутності практичної діяльності та її ціннісної наповненості; актуалізацію соціального, морального досвіду особистості та її саморозвитку. Доведено, що світоглядно-філософські засади практичної підготовки майбутніх педагогів мають ґрунтуватися на принципі світоглядного плюралізму та положенні про коеволюційні детермінанти світогляду; визнанні сенсожиттєвих ознак сучасних гуманістичних стратегій та інновації як головного критерію й імперативу утвердження особистості, розумінні творчості як архетипу її життєдіяльності.
В диссертации представлена философская концепция практической подготовки будущих педагогов как одно из направлений их профессионального роста в условиях модернизации высшего педагогического образования в Украине. Проанализировано его влияние на формирование профессионально-личностного подхода к подготовке современного учителя, что проявляется в: саморазвитии педагога, адаптации к изменениям во всех сферах жизни современного общества, в результате чего приобретение профессионально значимых характеристик становится неотъемлемым от личностного развития; информатизации современного образования, связанной с необходимостью использования новых, постоянно усложняющихся информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе; гуманитаризации, ориентированной на приоритет гуманистических ценностей, что должно быть учтено в процессе практической подготовки будущего педагога. Также обращено внимание на необходимость модернизации методик и технологий профессиональной педагогической подготовки, связанной с переходом от формально-компетентностного к личностно-ориентированному подходу, субъект-субъектной парадигмы в образовании, в организации педагогической практики. В диссертации обосновывается, что мировоззренческо-философские основы практической подготовки будущих педагогов, во-первых, должны основываться на: принципе мировоззренческого плюрализма и положении о коэволюционных детерминантах мировоззрения, признании смысложизненных признаков современных гуманистических стратегий и инновации как главного критерия и императива утверждения личности, понимании творчества как архетипа жизнедеятельности учителя; во-вторых, они обуславливают новый взгляд на практику, что, соответственно, предполагает оценку складывающейся ситуации в вузе в этой сфере, а, следовательно, переосмысление целей и задач практики, принципов организации, определение ее места в системе педагогической подготовки. технологических особенностей. научно-методического сопровождения. Мы приходим к выводу, что концептуальная модель педагогической практики, построенная на субъект-субъектной парадигме, предусматривает в: онтологическом плане - понимание учебного заведения как сферы реализации многообразных проявлений человеческой сущности; эпистемологическом -признание опытной природы знания наряду с другими его источниками; аксиологическом - обращение к формообразующей сущности практической деятельности и се ценностной наполненности; праксеологическом -актуализацию социального, морального опыта личности и ее саморазвития. Проанализированы механизмы взаимосвязей и взаимопереходов обыденного знания студентов в научно-педагогическое знание как культуросообразных и когнитивно обусловленных процессов, конечным результатом которых является формирование ключевых компетенций будущих учителей, повышение их педагогического мастерства, становления гражданских качеств. Получили дальнейшее развитие: анализ целей научно-методического сопровождения педагогической практики, понимание сложной динамики мировоззренческих ориентаций личности в условиях глобализации; доказательства необходимости взаимного дополнения теоретических и практических усилий в подготовке будущего учителя. Уточнены представления об образе учителя в контексте современных социокультурных вызовов и его роли в формировании мировоззренческих императивов как средства решения глобальных проблем современности. Осмыслено взаимодействие человека с природой для показа его влияния на понимание практической подготовки современного учителя, осознания факторов, влияющих на развитие высшего педагогического образования. Результаты исследования и сформулированные положения могут быть использованы для дальнейшей философской рефлексии педагогического образования в контексте современных образовательных тенденций. Анализ факторов, влияющих на развитие высшего педагогического образования, в том числе и практической подготовки, способствует изучению различных предпосылок формирования профессиональных качеств учителей в контексте социально-экономических и политических изменений в обществе. Теоретические выводы исследования могут служить методологическим ориентиром для изучения профессиональной подготовки учителей. Практическая значимость работы заключается в том, что предложенная концептуальная модель педагогической практики может рассматриваться как основа для дальнейшего ее проектирования как на уровне конструирования технологии самой практики, так и при разработке ее научно-методологического сопровождения и системы мониторинга профессионального роста будущего педагога. Материалы исследования могут быть использованы при создании учебных программ, преподавании курсов по философии образования, педагогике, педагогике высшей школы и др.
The author analyzes the modernization influence of higher pedagogical education on forming a professional and personal approach to contemporary teacher’s preparation. She developed the philosophical conception of practical training of future teachers as one of their professional development's ways. Based on subject-subjective paradigm, it includes the understanding of educational institution as a sphere of diverse realization of human nature manifestations, the recognition of experiential nature of knowledge along with its other sources; appeal to the creative nature of practice and its value essence; actualization of social, moral experience of personality and her/his self-development. It is proved that philosophical basis of teachers practical training are the principle of worldview pluralism and the position of co-evolutionary worldview determinants, recognizing of creative features of modern humanistic strategies and innovation as the main criterion and the imperative of personality’s becoming, understanding of creativity as archetype of future teachers’ life activity.