Дослідження присвячене актуальній проблемі теоретико-методичного забезпечення процесу розвитку спеціальних фізичних здібностей учнів. Виявлено суттєві розбіжності у прояві фізичних можливостей юнаків старшої школи різного ігрового амплуа під час занять баскетболом, що є підґрунтям для їх врахування під час планування навантажень в гуртках фізичної культури. Визначено провідні критерії та показники рівня фізичного розвитку, спеціальної фізичної підготовленості старшокласників, які займаються баскетболом. Отримані дані дозволили розробити програму фізичної підготовки, а також модельні характеристики та оціночні шкали для кожного ігрового амплуа юних баскетболістів. Розроблено диференційовані параметри навантажень для розвитку спеціальних рухових здібностей баскетболістів (комплекси спеціальних вправ, тривалість роботи в спробах, кількість спроб і час відновлення між ними) на кожному етапі навчально-тренувальних занять. Запропонована методика розвитку спеціальних рухових здібностей довела свою високу ефективність. Це підтверджується в достовірних змінах показників спеціальної підготовленості між контрольною та експериментальною групою.
Диссертация посвящена актуальной проблеме обучения - развитию специальных двигательных способностей учеников. Адекватные физическим возможностям школьников нагрузки во время занятий физическими упражнениями, ,в том числе и баскетболом, являются залогом их здоровья. Поэтому исследование путей, которые учитывают индивидуально-типологические возможности учеников и на этой основе дают возможность дифференцирования физических нагрузок, имеет важное теоретическое и практическое значение. Установлены особенности уровня проявления специальных двигательных способностей старшеклассников в соответствии с игровыми амплуа. На основании предварительных исследований были выявлены достоверные различия в изучаемых показателях: антропометрии, физической подготовленности, тонуса мышц нижних конечностей юных баскетболистов различного игрового амплуа. Полученные данные позволили разработать модельные характеристики и шкалы оценки силовых и скоростно-силовых возможностей для каждого игрового амплуа, а также унифицированную программу физической подготовки. Экспериментальная методика совершенствования общей физической подготовки строилось с учетом распределения ведущих факторов, определяющих специфику скоростно-силовой подготовки каждого игрового амплуа. На основе данных о специфике соревновательной деятельности юных баскетболистов разработана экспериментальная методика совершенствования специальной физической подготовки для каждого игрового амплуа. Наибольшее время выделялось на развитие тех специальных двигательных способностей, которые необходимы для выполнения наиболее специфических технических действий каждого игрового амплуа. Разработанные комплексы физических упражнений и их структуры распределения времени при совершенствовании общей физической подготовки и специальной физической подготовки составили основу методики развития специальных двигательных способностей для старшеклассников, в процессе занятий баскетболом, учитывая игровые амплуа. Доказана эффективность предложенной методики совершенствования физической подготовки с акцентом развития специальных двигательных способностей в зависимости от игрового амплуа годичного цикла подготовки. Предложенная методика совершенствования физической подготовки показала свою высокую эффективность. Это подтверждается в достоверных отличиях показателей специальной подготовленности школьников экспериментальной группы и контрольной.
Research on topical issues of theoretical and methodological support of the development of special physical abilities of students. Revealed significant differences in the manifestation of physical capabilities boys high school all Role playing during class basketball, which is the basis for taking them into account when planning the loads in the circles of physical culture. Defined key criteria and indicators of physical development, special physical fitness seniors involved in basketball. These data allowed us to develop a program of physical fitness, as well as model characteristics and rating scales for each game role of young basketball players. The main results of the study found its practical application in the training process of students. The proposed program to improve physical fitness proved to be highly effective. This is supported by significant changes in the performance of special readiness between control and experimental groups.