У дисертації на основі документальних, літературних та інших джерел досліджено історію зміни в становищі сільського й міського населення Київської та Чернігівської губерній після селянської і міської реформ 60 - 70 рр. XIX ст. Проведено порівняльний аналіз темпів розвитку міст Київської і Чернігівської губерній у контексті росту чисельності населення та змін соціальної структури міських мешканців. Значна увага приділена формуванню і діяльності органів міського самоврядування. Проаналізовано склад виборців і причини малої ефективності створених міських структур.
Виявлено характерні тенденції розвитку і становища селянських господарств у контексті поземельного устрою і системи податків. Трансформація села у ринкові відносини призвела лише до того, що селяни отримували прожитковий мінімум і могли сплачувати податки.
Проаналізовано діяльність органів селянського управління, для яких були характерні станові обмеження, структурна недосконалість, бюрократизм, що поступово перетворювало їх у поліцейські органи. Це негативно впливало на розвиток самоврядування на селі.
В диссертации на основании документальных, литературных и других источников исследована проблема изменения положения сельского и городского населения Киевской и Черниговской губерний после крестьянской и городской реформ 60 - 70 годов XIX века. Проанализированы общие тенденции и особенности развития каждой из губерний в первые пореформенные десятилетия.
Доказано, что реформы 60 - 70-х годов XIX века стали результатом политики балансирования правительства между помещиками и крепостными крестьянами. При этом крестьяне оставались наиболее бесправной, социально незащищенной группой населения. Покупка, аренда земли не могли компенсировать пагубных последствий ускоренного обезземеливания крестьян. Правительство оставалось абсолютно равнодушным к их проблемам, что проявилось при составлении уставных грамот, межевании и т.д. Крестьянская политика самодержавия была направлена на защиту экономических интересов помещиков за счёт различных категорий крестьян. Малоземелие крестьянских хозяйств, многочисленные налоги и платежи не способствовали их экономическому развитию, а вели к разорению и миграции. Ухудшало ситуацию сохранение отдельных правовых и сословных ограничений, самоуправство чиновников и помещиков. Особенностью Киевской губернии было уменьшение размера выкупа за землю для бывших крепостных крестьян, которые получали надел земли закреплённый за ними инвентарными правилами. В Черниговской губернии у большинства бывших крепостных крестьян количество земли наоборот уменьшилось. Особенно болезненным для крестьян обоих губерний была потеря сервитутных угодий. В результате реформы на Киевщине в конце 1872 г. было практически закончено землеустройство бывших государственных крестьян. Так, в Черниговской губернии введение владельческих записей зависело от темпов межевания, которое происходило относительно медленно. В начале 1881 г. владельческие записи были составлены только в четырёх уездах губернии. Становление буржуазных отношений на селе в Киевской и Черниговской губерниях сопровождалось обострением отношений между крестьянами и помещиками, а также властями.
Установлено, что права крестьян, задекларированные законами 60 - 70 гг. XIX ст., в большинстве случаев оставались на бумаге. Нечеткость и спорность многих законодательных актов использовалась местными властями для удержания крестьян в правовом неравенстве. Отсутствие закреплённой законодательством строгой системы отчётности, взаимного контроля, принудительной власти и право давать только рекомендации негативно повлияло на работу органов крестьянского управления. Новым структурам были присущи сословные ограничения, структурное несовершенство, чрезмерная
бюрократизация. Они постепенно превращались в полицейские органы. Наибольший процент жалоб и служебных расследований вызывала деятельность сельских старост, волостных старшин и писарей. Они фактически заменили на местах самоуправление. В Киевской губернии губернское присутствие больше внимания уделяло контролю за деятельностью мировых крестьянских органов и крестьянскому самоуправлению. В границах губернии достаточно немногочисленными были мировые съезды при одновременном укрупнении мировых участков. На Черниговщине обычным явлением было объединение волостей на съездах при избрании гласных от сельских обществ. Со временем волостная изберательная система была заменена уездной.
В течении 60 - 70 гг. XIX ст. рыночные отношения интенсивнее развивались на Киевщине, что было связано с изменением позиций российского капитала, а также интенсивным железнодорожным строительством в регионе. Более медленными темпами аналогичные процессы проходили на Черниговщине. Здесь в течении первых десятилетий после реформ второй половины XIX века почти неизменной оставалась сельскохозяйственная специализация губернии. Наличие небольшого количества малых предприятий (переработка сельскохозяйственной продукции) практически не повлияла на рост численности городского населения. Губернский город был не столько экономическим, сколько административным центром региона Исключением были только уездные города, которые играли роль центров ярмарочной торговли. Различные темпы распространения товарно-денежных отношений в отмеченных губерниях объективно повлияли на специфику формирования здесь новых социальных групп населения. В целом численность населения большинства городов Киевской и Черниговской губерний увеличивалась медленно. Характерной чертой этого процесса было отсутствие крепкой прослойки украинцев среди городской буржуазии.
Только незначительный процент городского населения брал участие в выборах органов самоуправления. Это вело к тому, что они были малоэффективными (зависимость была обратной: чем большим было население города, тем меньший его процент допускался к выборам). Просчёты в городском законодательстве и новые социально-экономические процессы вели к тому, что среди избирателей двух губерний преобладали представители непривилегированных сословий. Фактически среди избирателей и гласных доминировали православные мещане-домовладельцы с начальным образованием или без него. Характерными были различные злоупотребления на выборах, когда преобладающее количество избирателей было объектом махинаций со стороны заинтересованных лиц. Всё это вело к тому, что среди избирателей и гласных существовало большое недоверие к новым органам и равнодушие к решениям городских проблем. На основе критического анализа выявлены недостаточно изученные вопросы, намечены проблемы, заслуживающие дальнейшего исследования.
The changings in the position of the village and urban population of Kyiv and Chemihiv regions under the influence of agrarian and local reforms of the 60 - 70-th of the XIX century, was examined and studied with the help of documentaries, literary and other sources.
The comparative analysis was made to light out the speed of development of towns in Kyiv and Chemihiv regions in the context of die growdi of the population and the changings of die social structure of town-dwellers. A lot of attention is paid to the organizing and activity of the local authorities. The analysis of kinds of electorate was made and the reasons of the passive attitude of the inhabitants during the elections were analyzed, because neworganized structures were not effective enough
The typical features of the development of the position of farming possessions in the context of land structure and the tax-system were cleared up there. The transformation of the tillage into the marketing led only to the fact, that peasants had living minimum and could pay taxes.
The activity of local agrarian authorities was analyzed and there were showed the obstacles and limits, all lacks, the burokratism which were slowly being changed into the police-like organs. The lack of the strict control towards the organs of the agricultural authorities made up the situation of the imitation of work by the burocratic apparatus. It made negative influence on the development of the self-governing of the village.