Дисертацію присвячено дослідженню проблеми профільної економічної підготовки учнів старшої школи. Проаналізовано психолого-педагогічну та економічну літературу, що стосується теми роботи та узагальнено вітчизняний досвід шкільної економічної освіти учнів старшої школи. Уточнено сутність, зміст та структуру профільної економічної підготовки старшокласників, визначено показники та рівні її сформованості. Теоретично обґрунтовано та експериментально перевірено ефективність реалізації методики навчання учнів основ економіки у старшій профільній школі. Визначено основні шляхи впровадження технологій розвивального та проблемно-дослідницького навчання у процесі вивчення курсу «Основи економіки» та під час проектно-технологічної діяльності старшокласників.
Диссертация посвящена исследованию проблемы профильной экономической подготовки учащихся старших классов. В ходе исследования проанализирована психолого-педагогическая и экономическая литература, касающаяся темы работы и изучен отечественный опыт школьного экономического образования старшеклассников. Сформулировано определение понятия профильной экономической подготовки учащихся старших классов, под которым понимается совокупность экономических знаний, определенных умений и навыков их творческого практического применения, направленных на формирование экономического сознания и развитие экономического мышления, мировоззрения, взглядов и убеждений, формирования соответствующей экономической культуры, овладение научными основами организации труда. Установлена взаимосвязь образовательной области «Технологии» с возможностями формирования у школьников экономического мышления, развития экономической культуры и представлений о закономерностях развития общества с рыночным механизмом хозяйствования, более продуктивным усвоением знаний по экономике, возможностью профессионального самоопределения учащихся. Кроме того, курс «Основы экономики» определен одним из наиболее приемлемых среди экономических курсов, которые могут быть включены в учебные программы старшей профильной школы. В ходе проведения констатирующего этапа педагогического эксперимента установлено, что большинству опрашиваемых присущ низкий уровень экономической подготовки, что привело к выводу о необходимости разработки инновационного содержания и методики профильной экономико-технологической подготовки учащихся старших классов. На основании изучения научно-педагогической и методической литературы сформулировано теоретическое определение понятия методики обучения основам экономики и экспериментально проверена эффективность ее реализации в процессе изучения курса «Основы экономики» и во время проектно-технологической деятельности учащихся старшей школы. Определены основные пути внедрения технологий развивающего и проблемно-исследовательского обучения старшеклассников основам экономики, основанные на деятельностных формах обучения и воспитания и способствующие, в числе прочего, творческому развитию личности. Одним из эффективных приемов обучения в процессе проектно-технологической деятельности учащихся обнаружено проектирование рекламы готового изделия, что вызвало заинтересованность учащихся и значительно расширило их представление о предпринимательской деятельности и роли рекламы в ее успехе. Результаты формирующего этапа педагогического эксперимента подтвердили эффективность предложенной методики обучения и в целом рабочую гипотезу исследования. В экспериментальных классах на 12,3 % увеличилось количество учащихся с высоким уровнем экономической подготовки, и на 12.3 % уменьшилось число старшеклассников с соответствующим низким уровнем. В контрольных классах особых изменений не замечено: количество учащихся высокого уровня экономической подготовки выросло на 0,9 %, а низкого соответственно уменьшилось лишь на 1,2%. Полученные результаты дают основания утверждать, что все поставленные задачи решены.
Dissertation is devoted to the problem of profile economic training of senior school pupils. The psycho-pedagogical and economic literature is analyzed relating to the theme of work and the domestic experience of school economic education of senior school pupils is generalized. The essence, the content and the structure of the profile economic training of senior pupils are clarified and the indicators and levels of its formation are determined. The efficiency of the implementation of methods of teaching pupils the basics of the economy in the senior profile school is substantiated theoretically and tested experimentally. The main ways of implementing technologies of developmental and problem-research teaching are determined in the process of studying the course «Basics of the Economy» and during the design and technology activities of senior pupils.