У дисертаційному дослідженні вперше визначено структурні компоненти методичної компетентності майбутніх учителів фізичної культури (мотиваційний, когнітивний, діяльнісний, комунікативний), конкретизовано критерії, показники та рівні сформованості методичної компетентності майбутніх учителів фізичної культури у процесі вивчення професійно орієнтованих дисциплін; розроблено, розроблено, теоретично обґрунтовано та експериментально перевірено модель формування методичної компетентності майбутніх учителів фізичної культури у процесі вивчення професійно орієнтованих дисциплін, яка подана як система елементів, що відтворює зв’язки та функції процесу формування методичної компетентності майбутніх учителів фізичної культури у процесі вивчення професійно орієнтованих дисциплін і містить такі елементи: мету, завдання, етапи, педагогічні умови, структуру методичної компетентності; розкриває зміст, форми, методи і засоби її формування та спрямована на кінцевий результат цього процесу - сформованість методичної компетентності майбутніх учителів фізичної культури у процесі вивчення професійно орієнтованих дисциплін.
Уточнено сутність понять "методична компетентність майбутніх учителів фізичної культури” та "формування методичної компетентності майбутніх учителів фізичної культури у процесі вивчення професійно орієнтованих дисциплін”.
Подальшого розвитку набули теоретичні положення компетентнісного, культурологічного, особистісно орієнтованого, інтегративного підходів у формуванні методичної компетентності майбутніх учителів фізичної культури у процесі вивчення професійно орієнтованих дисциплін.
В диссертации понятие “методическая компетентность будущих учителей физической культуры" рассматривается как интегративное качество личности, достигнутое в учебно-воспитательном процессе высшего учебного заведения, которое характеризуется совокупностью знаний, умений, навыков и личностных качеств будущих учителей физической культуры, необходимых для качественного преподавания предмета “Физическая культура", предоставления методической помощи ученикам относительно их самостоятельных занятий физическими упражнениями, родителям относительно воспитания здоровых потомков, педагогическому коллективу в проведении физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня.
Формирование методической компетентности будущих учителей физической культуры в процессе изучения профессионально ориентированных дисциплин рассматривается как процесс профессиональной подготовки, благодаря которому студенты овладевают совокупностью специальных компетенций и профессионально значимых личностных качеств, необходимых для обеспечения дальнейшей методической работы в общеобразовательном учебном заведении с учениками, родителями и учителями с целью укрепления и сохранение здоровья школьников.
Определены структурные компоненты методической компетентности будущих учителей физической культуры: мотивационный компонент, который характеризуется социально-ценностной и профессионально-ценностной компетенциями; когнитивный компонент. который характеризуется общекультуриой и здоровьесберегающей компетенциями; деятельностный компонент, который характеризуется технологической и рефлексивной компетенциями; коммуникативный компонент, который характеризуется личностной и управленческой компетенциями.
Конкретизированы критерии сформированности методической компетентности будущих учителей физической культуры в процессе изучения профессионально ориентированных дисциплин: степень сформированности мотивации будущего учителя физической культуры к выполнению методической работы в общеобразовательном учебном заведении; степень овладения будущим учителем физической культуры знаниями, необходимыми для обеспечения выполнения методической работы в общеобразовательном учебном заведении; степень сформированности умений и навыков будущего учителя физической культуры применять теоретический материал в процессе выполнения методической работы в общеобразовательном учебном заведении; степень сформированности способности будущих учителей физической культуры к саморазвитию и самообразованию, необходимой к выполнению методической работе, в общеобразовательном учебном заведении; сформированности коммуникативной способности будущего учителя физической культуры к выполнению методической работы в общеобразовательном учебном заведении.
Разработана, теоретически обоснована и экспериментально проверена модель формирования методической компетентности будущих учителей физической культуры в процессе изучения профессионально ориентированных дисциплин, которая подана как система элементов, воссоздающих связи, информационную, воспитательную и рефлексивную функции процесса формирования методической компетентности будущих учителей физической культуры в процессе изучения профессионально ориентированных дисциплин и содержит такие элементы: цель, задачи, педагогические условия (интеграция содержания методической подготовки в содержание профессионально ориентированных дисциплин, обеспечение личностно ориентированного развивающего субъект-субъектного взаимодействия “преподаватель - студент’" на уровне сотворчества, создание и соблюдение современного учебно-методического сопровождения изучения профессионально ориентированных дисциплин будущими учителями физической культуры), раскрывает содержание, формы, методы и способы ее формирования. Результатом является сформированность методической компетентности будущих учителей физической культуры в процессе изучения профессионально ориентированных дисциплин.
Последующее развитие приобрели теоретические положения компетентносного, культурологического, личностно ориентированного, интегративного подходов в формировании методической компетентности будущих учителей физической культуры в процессе изучения профессионально ориентированных дисциплин.
In the dissertation research first identified the structural components of methodological competence of future teachers of physical culture (motivational, cognitive, activity, communicative), concretized criteria, indicators and the level of formedness methodological competence of teachers of physical culture in the process of professionally oriented disciplines, developed , theoretically grounded and experimentally verified model formation of methodical competence of teachers of physical culture in the process of professionally oriented disciplines, which presented as a system element that plays connections and functions of the formation of methodological competence of future teachers of physical culture in the process of professional disciplines and includes the following elements: goal, objectives, stages , pedagogical conditions, the structure of methodological expertise; reveal the contents, forms, methods and means of development and focused on the outcome of this process - formedness methodical competence of future teachers of physical culture in the process of professionally oriented disciplines.
Specify the essence of the concepts of “methodical competence of future teachers of Physical Culture” and “the formation of methodological competence of future teachers of physical culture in the process of professionally oriented disciplines”.
Further development of the acquired theoretical principles of competence, cultural, personality-oriented, integrative approaches in the formation of methodological competence of future teachers of physical culture in the process of professionally oriented disciplines.