Дисертаційне дослідження присвячене актуальній проблемі діагностики і корекції усного мовлення дітей підліткового віку із заїканням. В дослідженні визначено особливості розвитку зв’язного мовлення у дітей середнього шкільного віку без порушень мовлення та з порушенням темпоритмічної й комунікативної його складової. З’ясовано особливості психофізіологічних рис заїкуватих дітей, які необхідно враховувати під час корекційної роботи. Подане теоретичне обґрунтування комплексної диференціальної методики корекції усного мовлення підлітків із заїканням, визначені педагогічні умови досягнення позитивних результатів корекційно-логопедичних заходів. Обрані напрями корекції усного мовлення в підлітків із заїканням, узагальнені результати експериментальної роботи, статистично підтверджена ефективність запропонованої методики.
Диссертационное исследование посвящено актуальной психолого педагогической проблеме диагностики и коррекции устной речи подростков с заиканием. В исследовании проанализированы научно-методические и социально-психологические аспекты проблемы связной речи. Конкретизировано содержание и структуру устной речи детей среднего школьного возраста с заиканием. Выявленное недостаточно эффективное состояние практической коррекционно-педагогической работы с заикающимися подростками в отечественной педагогике, обусловило актуальность исследования. Критериями исследования речи определены основные ее составляющие (лексико-грамматическая, фонетико-фонематическая составляющая, связная речь и коммуникативные умения), а также особенности речевого дыхания, основные проявления заикания. Определены уровни развития устной речи подростков с разными клиническими формами заикания (невротической, неврозоподобной и смешанной), а также психофизиологические особенности, в сравнении с их сверстниками без речевых нарушений. На основании учета особенностей сформированности устной речи заикающихся подростков, а также их психофизиологических характеристик разработана комплексная дифференциальная методика коррекции устной речи детей среднего школьного возраста с заиканием, представлено ее теоретическое обоснование, определены педагогические условия достижения положительных результатов коррекционно-логопедического воздействия, уточнены и описаны критерии и показатели речевых умений и навыков. Содержание методики представляет собой комплексное коррекционное воздействие традиционных логопедических технологий с целью формирования вербальных (компонентов речевой системы) и невербальных (психоэмоциональных и психофизических) составляющих речевой деятельности подростка с заиканием. Определены психолого-педагогические условия коррекции структурных компонентов устной речи и ее коммуникативного компонента: 1) распределение подростков на группы для коррекции речи с учетом их психофизиологических особенностей, характера и степени выраженности заикания; 2) активизация работы сенсорных систем; 3) взаимодействие в работе специалистов: логопеда, психолога и специалиста по физической культуре; 4) активизация мотивационной составляющей к выполняемой деятельности; 5) использование коррекционно-развивающих логопедических методов и приемов в работе; 5) систематический контроль за результативностью выполняемой работы. Реализовывалась методика путём системного внедрения трех взаимодействующих этапов: 1) диагностико-превентивного, 2) дифференциально-коррекционного, 3) коммуникативно-речевого. Установлена взаимосвязь поведенческого, эмоционально-волевого и когнитивного компонентов, которая обеспечивает успешное преодоление психолингвистических проблем в процессе коррекционной работы. Апробация методики продемонстрировала значительные положительные результаты, которые подтвердились в процессе статистической обработки данных, полученных в исследовании. В диссертации экспериментально проверена и статистически подтверждена эффективность предлагаемой комплексной методики диагностики и коррекции нарушений устной речи заикающихся подростков: уровень развития коммуникативно-речевой деятельности у подростков экспериментальной группы по всем компонентам значительно выше, чем у представителей контрольной группы. Установлено, что данная методика не только способствует эффективной коррекции речевого развития заикающихся подростков, но и личностному становлению, оптимизации межличностных отношений, открывает возможности для их успешной социализации.
The thesis is devoted to the actual problem diagnosis and correction of speech teenagers with stuttering. The study identified features of connected speech of children of secondary school age without speech violations and violations of tempo and rhythm and communication of its components. The physiological characteristics of children who stutter, that must be considered in the course of corrective action were defined. Here were represented the theoretical explaining of forming a technique experiment, were defined the pedagogical conditions of achievements of the positive results of the remedial effects of speech therapy. Were elected the directions of correction means of teenager’s speech with stuttering summarized the results of the experimental work, the effectiveness of the proposed method was statistically validated.