Дисертація присвячена теоретико-експериментальному дослідженню проблеми становлення самооцінки та рівня домагань старшокласників як психологічних детермінант їх професійного самовизначення. У роботі представлено аналіз провідних дослідницьких парадигм та психолого-педагогічних підходів до визначення сутності понять “самооцінка старшокласника”, “рівень домагань старшокласника” і “готовність старшокласника до професійного самовизначення”; досліджено особливості становлення самооцінки та рівня домагань особистості раннього юнацького віку, когерентність яких задає специфіку та психологічні особливості процесу їхнього професійного самовизначення; експериментально виявлено, що самооцінка, рівень домагань і готовність до професійного самовизначення утворюють “трикутник професійного самовизначення старшокласника”, в якому узгодженість (розбалансованість) його складових визначає типологію професійного самовизначення старшокласника. Обґрунтовано, розроблено, апробовано та доведено ефективність розвивально-корекційної програми психологічного супроводу професійного самовизначення особистості на основі корекції самооцінки, формування реалістичного рівня домагань старшокласників в умовах профільного навчання в старшій школі.
Диссертация посвящена теоретико-экспериментальному исследованию проблемы становления самооценки и уровня притязаний старшеклассников как психологических детерминант их профессионального самоопределения. В работе проанализированы ведущие исследовательские парадигмы и психолого-педагогические подходы определения сущности понятий “самооценка” (ценность, значимость, которой наделяет себя индивид в целом и отдельные аспекты своей личности), “уровень притязаний” (желание личности достигнуть целей определенного уровня сложности, которые, по ее мнению, можно реализовать на основании своих способностей и самооценки, сохранение которой стало для нее потребностью), “готовность старшеклассников к профессиональному самоопределению” (личностное образование, сущность которого в раннем юношеском возрасте имеет своей целью конкретизировать будущий социальный статус и характеризуется началом формирования необходимых для избранной профессии профессионально важных качеств в условиях углубленного изучения профильных учебных предметов). Теоретически обоснована психологическая взаимосвязь самооценки и уровня притязаний, которая выступает необходимым условием и движущей силой профессионального самоопределения личности старшеклассника. Их взаимосвязь обеспечивает репрезентацию субъективной картины желаемого профессионального будущего. Экспериментально подтверждено взаимосвязь самооценки старшеклассника, уровня притязаний и его психологической готовности к профессиональному самоопределению, конвергенция (согласованность) которых определяет специфику и психологические особенности процесса профессионального самоопределения личности в ранней юности. Эта взаимосвязь в диссертации определена как “треугольник профессионального самоопределения”. В зависимости от согласованности этих личностных конструктов экспериментальным путем определены и раскрыты психологические особенности типов профессионального самоопределения: гармонический, разбалансированный и дисгармонический. Эти данные обусловили необходимость разработки специальной коррекционно-развивающей программы психологического сопровождения профессионального самоопределения школьников в условиях профильного обучения.Экспериментальным путем определена эффективность коррекционно-развивающей программы, содержание и психолого-педагогические средства которой дифференцировались в зависимости от типа профессионального самоопределения старшеклассников. Полученные статистические данные формирующего эксперимента подтвердили сформулированную гипотезу и продемонстрировали эффективность разработанной коррекционно-развивающей программы психологического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников.
Thesis deals with theoretical and experimental research of senior pupils' self-esteem formation and level of claims as psychological determinants of their professional self determination. The analysis of leading explorative paradigms, psychological and pedagogical approaches to defining essence of notions "senior pupil's self-esteem” “level of senior pupil’s claims” and “senior pupil’s readiness to professional self-determination” is represented in the work; peculiarities of self-esteem formation and level of personality claims in his\her young adolescence, which coherence defines specificity and psychological peculiarities of their professional self-determination process are researched; it is proved experimentally that self-esteem, level of claims and readiness for professional self-determination form “senior pupil’s professional self-determination triangle”, in which consistency (imbalance) of its components defines typology of senior pupil’s professional self-determination.The efficiency of developing and correctional program of psychological accompaniment of personality’s professional self-determination based on self-esteem correction, formation of realistic level of senior pupils’ claims in the conditions of specialized education is substantiated, developed and demonstrated.