Дисертація присвячена формуванню системи професійних знань у процесі підготовки фахівців економічного профілю. Проаналізовано психолого-педагогічні дослідження, проблеми та сучасний стан методики навчання економічних дисциплін у системі неперервної освіти. Розкрито сутність, зміст та структуру економічної освіти майбутніх фахівців економічного профілю ВНЗ України. Визначено і науково обґрунтовано принципи та педагогічні умови розвитку навчально-пізнавальної діяльності та економічних умінь і навичок студентів, які ґрунтуються на основі комплексу вивчення економічних дисциплін (основ економіки, мікро- та макроекономіки, глобальної економіки) в системі організаційних форм навчання з використанням проблемних задач економічного профілю. Уточнено комплекс критеріїв економічних категорій і розроблено моделі економічного розвитку фахівців економічного профілю. Визначено сутність системи професійних знань фахівців економічного профілю, включаючи знання, вміння, навички, якості економічного профілю, що дало можливість створити комплекс навчальних програм, підручників, навчальних посібників до курсів підготовки та формування системи професійних знань майбутніх фахівців економічного профілю.
Диссертация посвящена формированию системы профессиональных знаний будущих специалистов экономического профиля, изложена концепция, а также предложена система подготовки специалистов на разных образовательноквалификационных уровнях, начиная изучение экономики в общеобразовательных школах, колледжах и вузах. Определена структура и содержание главных интегрированных дисциплин для формирования высоких профессиональных знаний у будущих специалистов экономического профиля в условиях непрерывного образования. В диссертации исследуются основы формирования у студентов экономических факультетов высоких профессиональных знаний, необходимости модернизации учебного процесса в Украине и разработке новых учебных программ, учебников, пособий, которые должны способствовать более качественному обучению, как учеников общеобразовательных школ, так и студентов вузов. Определена сущность системы профессиональных знаний будущего специалиста экономического профиля, ёё содержание и структура, включающая знания, умения, навыки, сознание в условиях формирования системы профессиональных экономических знаний. Разработаны, теоретически обоснованы и экспериментально проведены направления подготовки экономистов к трудовой деятельности, что дает возможность создать комплекс учебных программ, учебников, пособий к определенным курсам подготовки будущих экономистов. Доказано, что эффективность формирования профессиональной компетентности будущего экономиста зависит от знаний, структуры педагогической деятельности. Теоретически обосновано, что система формирования профессиональных знаний охватывает все сферы деятельности и является той главной целью, к овладению которой должен стремиться экономист в процессе своего профессионального становления. Показано, что профессиональное мастерство является целью и результатом профессионального становления, а система профессиональных знаний определяется как уровень мастерства, которого достигает субъект на пути профессионального становления. Профессионализм и мастерство будущего специалиста экономического профиля в данном научном исследовании основывается на обоснованном накоплении качественных знаний, которые зависят от многих факторов, а именно: уровня развития психологи, педагогики, культурологии, общественных и экономических последствий, которые адаптируются к процессам образования в обществе. Экономическое образование молодежи, ёё экономическое воспитание в школе, а в последствии в вузе с углубленным изучением экономических дисциплин является парадигмой новейших инновационных технологий учебного процесса, цель которого — обучение и использование профессиональных экономических навыков в процессе работы, как главного аспекта активизации интереса молодежи к развитию интеллектуальных способностей, инноваций, творческого решения стоящих перед ней проблем. Немаловажное значение имеет определение готовности действовать в условиях рыночной экономики и главное, получение профессиональных знаний по основам экономики, которые в последствии помогут сформулировать профессиональную компетентность будущего специалиста. Доказано, что формирование системы профессиональных знаний способствует развитию мышления у будущих специалистов экономического профиля к инновационной деятельности, проявлению индивидуального стиля управления, что позволит значительно повысить уровень подготовки в новых экономических условиях хозяйствования. Установлено, что профессиональное мастерство является целью и результатом профессионального становления. Профессиональные знания и компетентность определяется как уровень мастерства, которого достигает индивидуум на пути к профессиональному становлению, накоплению профессионализма. Профессионализм и мастерство будущего специалиста экономического профиля в диссертации основывается на системе формирования профессиональных знаний, зависящими от уровня психологии, педагогики, социальных и экономических факторов, видоизменяющихся процессов, которые возникают в зависимости от процесса обучения. Для оценки уровня формирования системы профессиональных знаний у будущих специалистов экономического профиля были проведены следующие мероприятия: комплексные контрольные работы по учебным дисциплинам, формирующим профессиональные знания, проведено анкетирование и анализ их результатов в соответствии с разработанной методикой определения уровня знаний по стобальной шкале. Результаты исследования доказывают эффективность технологий образования для формирования системы профессиональных знаний у будущих специалистов экономического профиля. Результаты данного исследования были отражены в выступлениях, на конференциях, в 28 опубликованных статьях, монографии, 4 учебниках, 18 пособиях, внедренных в учебный процесс высших учебных заведений.
The dissertation is devoted to the professional competence formation of future specialists on economic profile. The psychologic-pedagogic investigations on the problem and the modem state of economic disciplines’ training methods in the system of the unbreakable education are analyzed. The essence, contents and the economic education’s structure of economic profile’s future specialists of Ukraine higher educational establishments are revealed. The principles and pedagogic conditions of the training-learning activity and economic experiences and skills of students, grounding on the basis of the studying complex of economic disciplines (the Foundations of Economics, Micro- and Macroeconomics, the Global Economics) in the system of training organizational forms with the usage of problem tasks of economic profile are defined and scientifically grounded. The criteria complex of economic categories is made exact, and the economic development models of economic profile specialists are elaborated. The professional competence’s essence of the economic profile specialists is determined, including knowledge, skills, experiences, qualities of economic profile, giving the opportunity to create the training complex of educational programs, textbooks, training books for the training courses and for the economic competence formation of future economic profile’s specialists.