У дисертації через призму корпоративної культури як соціокультурного феномену розкривається структура цінностей та культурні процеси, що відбуваються в сучасному українському вищому навчальному закладі. Обґрунтовуються практичні рекомендації щодо напрямів і методів удосконалення корпоративної культури, створення її ефективної моделі як необхідної умови функціонування та трансформації вітчизняних вищих навчальних закладів. Виділяються і характеризуються сутнісні ознаки, функції, рівні та структурні елементи корпоративної культури; розглядаються та упорядковуються визначення поняття «корпоративна культура»; дається інтерпретація співвідношення корпоративної та організаційної культури; виявляються особливості корпоративної культури вищих навчальних закладів; систематизуються типології корпоративної культури; апробується методика комплексної діагностики корпоративної культури вищих навчальних закладів; розробляється модель проектування корпоративної культури вищих навчальних закладів України. Пропонується розглядати процес удосконалення корпоративної культури вищих навчальних закладів як регламентацію традицій, що вже склалися, та базових цінностей з метою створення цілісної системи, яка сприятиме досягненню цілей освітнього закладу.
В диссертации сквозь призму корпоративной культуры как социокультурного феномена раскрывается структура ценностей и культурные процессы, происходящие в современном украинском высшем учебном заведении. Рассматриваются основные этапы формирования, изменения и усовершенствования корпоративной культуры высших учебных заведений Украины. Определяются механизмы трансформации корпоративной культуры вузов и анализирутся средства для решения поставленных задач. Анализируется социокультурный поход к изучению корпоративной культуры высших учебных заведений Украины как образовательных корпораций. Подчеркивается необходимость анализа корпоративной культуры вузов и на внутреннем, и на внешнем уровнях. Акцентируется внимание на корпоративной идентичности как базовой платформе корпоративной культуры и корпоративном имидже как важной составляющей системы управления образовательным учреждением. Выделяются и характеризуются сущностные признаки, функции, уровни и структурные элементы корпоративной культуры; рассматривается и упорядочивается определение понятия «корпоративная культура»; дается интерпретация соотношения корпоративной и организационной культуры; выявляются особенности корпоративной культуры высших учебных заведений; систематизируются типологии корпоративной культуры; апробируется методика комплексной диагностики корпоративной культуры вузов; разрабатывается модель проектирования корпоративной культуры вуза. Представляется модель формирования и совершенствования корпоративной культуры вуза, включающая комплекс мероприятий по формированию «сильной» культуры, основанный на анализе как внутренних, так и внешних факторов, и конкретных шагов для формирования позитивного имиджа вуза, что способствует созданию репутации и включает уровни: общий, поведенческий, развивающий и ценностный, каждый из которых имеет различную структуру; Усовершенствуется методика оценки корпоративной культуры в высших учебных заведениях с помощью двух парадигм научного анализа организационнокультурных явлений и процессов: структурно-функциональной, рассматривающая культуру организации как систему, и когнитивно-семиотической, анализирующей поведенческие и символические аспекты корпоративной культуры. Дается обоснование необходимых мероприятий, приоритетных задач и направлений совершенствования механизма формирования корпоративной культуры в высших учебных заведениях путем: выделения из исследованных типологий тех моделей корпоративной культуры, которые наиболее соответствуют вузам, выявления базовых элементов корпоративной культуры, определения организационных мер, обеспечивающих ее развитие, и формирования основных направлений усовершенствования корпоративной культуры. В работе получают дальнейшее развитие основные концептуальные подходы к определению социокультурного содержания понятия «корпоративная культура» как многоаспектной системы ценностей, убеждений, верований, деловых принципов, норм поведения, традиций, что становится важным нематериальным ресурсом вузов и, таким образом, существенно влияет на эффективность деятельности и конкурентоспособность вузов Украины. Мотивируются подходы к определению понятия «корпоративность» как синтеза корпорации, корпоративизма и неокорпоративизма, который порождает определенную целостность и возможность его применения к образовательной сфере жизнедеятельности. Расширяются сущности понятия «корпоративность», исходя из того, что корпоративность высших учебных заведений сегодня - это определенные критерии, факторы, показатели, традиции, объединяющие всех людей, которые осуществляют свою деятельность в вузе и преданных ему, независимо от устава. Дается научные представления о сущности понятий «имидж», «генетический код имиджа», «корпоративный имидж» и «имидж-система высшего учебного заведения» как важных составляющих системы управления образовательным учреждением и формирования его корпоративной культуры. Практическое значение полученных результатов заключается в том, что основные положения и достижения, изложенные автором в диссертации, доведены до уровня методических разработок и прикладных рекомендаций и предназначены для использования при формировании, изменении и усовершенствовании корпоративной культуры в высших учебных заведениях. Обусловливается рассмотрение процесса усовершенствования корпоративной культуры вуза как регламентацию сложившихся традиций и базовых ценностей с целью создания целостной системы, которая будет способствовать достижению целей образовательного учреждения.
The thesis reveals the structure of values and cultural processes in modern Ukrainian universities through the prism of the corporate culture as a cultural phenomenon. There arc represented the practical recommendations of the directions and methods of the corporate culture improvement, the creation of its effective models as necessary operating and transformation of the national higher education condition. The essence features, functions, levels and structural elements of corporate culture are distinguished and described; the "corporate culture” definitions are examined and sorted; the interpretation of correlation of the corporate and organizational culture is determined; the features of corporate culture of higher educational establishments are educed; the typologies of the corporate culture are systematized; the complex diagnostics methods of higher education establishments (universities) corporate culture are tested; the model of planning the corporate culture of higher educational establishments in Ukraine is worked out. It is suggested to examine the process of improvement of the corporate culture of higher educational establishments as a regulation of traditions that were already folded and base values, in order to create the integral system that will promote the achievement of the aims of educational establishment.