У дисертації висвітлено результати дослідження проблеми корекції уяви розумово відсталих учнів 6-9-их класів на уроках географії. Проаналізовано стан проблеми у вітчизняній та зарубіжній психолого-педагогічній літературі, з’ясовано актуальність у корекційній педагогіці та спеціальній психології. Представлено експериментально апробовані педагогічні умови вивчення географічного матеріалу з метою корекції уяви учнів старших класів допоміжної школи, які застосовувалися на уроках та під час позакласної діяльності з географії, зокрема визначення тем у навчальній програмі, які найбільше сприяють розвитку уяви розумово відсталих учнів, використання спеціальної системи вправ географічної тематики для розвитку репродуктивної та творчої уяви, дотримання поетапності у розвитку уяви дітей на уроках географії, поєднання фронтальної та індивідуальної форм роботи, поєднання роботи з корекції уяви на уроках та під час позакласної діяльності з географії, формування мотивації розумово відсталих учнів до вивчення географії у допоміжній школі. Аналіз проведеного дослідження підтвердив результативність розроблених педагогічних умов вивчення географії, продуктивність застосованих методів та прийомів корекції уяви розумово відсталих учнів 6-9-их класів.
В диссертации представлены результаты исследования проблемы коррекции воображения умственно отсталых учащихся 6-9-ых классов па уроках географии. В работе проанализировано состояние разработки проблемы в отечественной и зарубежной психолого-педагогической и научно-методической литературе, определена ее актуальность в коррекционной педагогике. Уточнено определение, функции и виды воображения, значение данного процесса в жизнедеятельности человека. Выделены основные особенности воображения у детей старшего школьного возраста. Изучено и обобщено состояние проведения работы по коррекции воображения учащихся 6-9-ых классов в практике вспомогательных школ. Определены критерии, показатели и уровни развития репродуктивного и творческого воображения умственно отсталых учащихся старшего школьного возраста. Исследованы особенности возникновения образов воображения, их продуктивность, полнота, содержательность, вариативность при выполнении заданий по географии, а также владение средствами творческой деятельности детей данной категории. Выявлена динамика в развитии умственно отсталых детей с 6-го по 9-ый классы, проведено сравнение результатов выполнения заданий по географии умственно отсталыми детьми с результатами, полученными при выполнении аналогичных заданий детьми с нормальным развитием интеллекта. Представлены и экспериментально апробированы педагогические условия изучения географического материала с целью коррекции воображения умственно отсталых учащихся 6-9-ых классов, которые использовались на уроках и во время внеклассной работы по географии, в частности определение тем в учебной программе, которые наиболее способствуют развитию воображения умственно отсталых учащихся, использование специальной системы упражнений географической тематики для развития репродуктивного и творческого воображения, соблюдение поэтапности в развитии воображения детей на уроках географии (создание образа предмета, создание композиции, комбинирование и перекомбинирование образа, воплощение образов воображение в практическую деятельность), совмещение фронтальной и индивидуальной форм работы, совмещение работы по коррекции воображения на уроках и во время внеклассной деятельности по географии, формирование мотивации умственно отсталых учащихся к изучению географии во вспомогательной школе. Качественный и количественный анализ результатов исследования подтвердил эффективность и целесообразность использования в практике вспомогательных школ разработанных педагогических условий изучения географии с целью коррекции воображения умственно отсталых учащихся 6 - 9-ых классов.
The thesis covers the results of the investigation in the problem of correction of the 6-9th forms mentally retarded children’ imagination during the lessons of geography. The state of the problem in the home and foreign psycho-pedagogical literature was analyzed and the actuality of the problem under investigation in the correctional pedagogic and special psychology was cleared up. Experimentally checked up pedagogical conditions for studying the geography material with the aim of correcting the imagination of the senior auxiliary school pupils are represented. The above mentioned conditions were used during the lessons and in the out-of-class activities in geography, namely, the determination of the items in the curriculum which mostly contribute to the development of the mentally retarded children’ imagination, the use of the special system of exercises in geography for the development of the reproductive and creative imagination, the adherence to the stage-by-stage strategy in the development of the children’ imagination during the geography lessons, the unification of the frontal and individual forms of work, the unification of the work aimed at the correction of imagination during the lessons and in the out-of-class activities in geography, the formation of the motivation of the mentally backward pupils for the study of geography at the auxiliary school. The analysis of the research fulfilled by the author confirmed the effectiveness of the elaborated pedagogical conditions for the study of geography and the productivity of the methods and techniques applied concerning the correction of the 6 - 9-th forms mentally retarded children’ imagination.