У роботі здійснено теоретичне осмислення краси не лише як естетичної та етичної, а й соціокультурної категорії. Доведено, що краса може й повинна «врятувати світ» як міжлюдську комунікацію, спільноту людей. Така постановка питання робить красу фундаментальною проблемою саме соціальної філософії. У дисертації обгрунтовано авторський методологічний підхід, що отримав назву «соціальна метаантропологія», в якому виокремлюється буденне, граничне та метаграничне буття суспільства та людини в суспільстві, і який постає новим напрямком соціально-філософського знання. Краса соціального буття аналізується в її цілісності - від тілесної краси до краси світогляду особистості, її вчинків і відносин у сім'ї та суспільстві. Робиться висновок, що краса відносин у відкритому, демократичному суспільстві виражається через феномен соціального партнерства. Одним з найважливіших екзистенціально-комунікативних виявів краси відносин в контексті соціального партнерства є гендерне партнерство - стратегія життя чоловіка і жінки, коли взаємини з протилежною статтю будуються на розумінні, толерантності і співтворчості.
В работе красота анализируется не только как эстетическая и этическая, но и социокультурная категория. Доказано, что в известном высказывании Ф. Достоевского «Красота спасет мир» не случайно используется слово «мир», а не «человек». Красота может и должна спасти мир как сообщество людей. Такая постановка вопроса делает феномен красоты фундаментальной проблемой именно социальной философии. Все это особенно актуально для современного рыночного общества, в котором красота подменяется гламурностью. В диссертации обосновывается авторский методологический подход, получивший название «социальная метаантропология», в пределах которого концептуализируется обыденное, предельное и запредельное бытие общества и человека в обществе, и который становится новым направлением социальнофилософского знания. В обыденном бытии общество подчинено воле к самосохранению и продолжению рода, а потому развивается преимущественно в пандемографическом направлении; члены такого общества из-за низкого экономического уровня не живут, а выживают или, наоборот, ради экономического процветания и благосостояния отказываются от деторождения. Общество в своем предельном бытии определено волей к власти, стремясь к власти над веем миром, с другой стороны, направлено к познанию и творчеству, к развитию духовности и культуры. Такое общество воспитывает и актуализирует гениальных творцов, которые выводят его па мировой уровень. Запредельное бытие общества означает актуализацию толерантности, социальной ответственности и социального партнерства, которые являются критериями и, одновременно, действительными проявлениями красоты в ее социальных измерениях. Hа этой основе исследуются феномены «цельность», «целеустремленность» и «целостность» и основанные на них проявления красоты в социальном бытии человека. Красота цельности - это красота на уровне антроно-биологических и социальных характеристик человека, которые позволяют лучше адаптироваться к условиям обыденного бытия. Красота целеустремленности - красота динамизма и пассионарности предельного бытия человека и общества. Красота целостности осознается как единство красоты цельности и целеустремленности, их гармоническое единство, в котором они постоянно продолжают свое развитие. Красота целостности -фундаментальный признак открытых обществ, в которых свобода и достоинство человека - это не способ достижения социально значимых целей, а цель и смысл существования социальной системы. Красота социального бытия человека анализируется как целостность во всех ее проявлениях — от телесной красоты до красоты мировоззрения личности, ее поступков и отношений в семье и обществе. Красота отношений в открытом, демократическом обществе выражается в феномене социального партнерства. Одним из важнейших экзистенциальнокоммуникативных проявлений красоты в контексте социального партнерства есть гендерное партнерство - стратегия жизни мужчины и женщины, когда отношения с противоположным полом строятся на понимании, толерантности и сотворчестве.
Гендерное партнерство наиболее полно реализуется в семье, которая в своих действительных проявлениях есть первичная форма социального партнерства, означающая сознательную ответственность мужчины и женщины друг за друга, детей и общее будущее. Исследуются три модели семьи, способные актуализировать или подавлять социальное партнерство: авторитарная, отчужденная, партнерская. В авторитарной семье происходит подавление личностного начала членов семьи тем из них, кто доминирует физически, психологически или финансово. Отчужденная семья означает взаимное отдаление ее членов, приводящее к угасанию особой атмосферы небезразличия и душевной теплоты, выделяющих семью среди всех иных проявлений человеческого бытия. В партнерской семье атмосфера заботы, душевности и любви не противоречит свободе, способствуя развитию личностного начала, что актуализирует членов такой семьи на достижение единства свободы и любви и означает подлинность красоты отношений. Высшим проявлением социального партнерства является соборность -глубинное духовное и душевное единство общества, которое выступает наиболее завершенной и целостной красотой социального бытия человека.
This paper focuses on theoretical reasoning of beauty, not only in aesthetic and ethical categories, but also in social one. It is proved that beauty can and should "save the world" in meaning of interhuman communication, community of people. It is the kind of issue formulation which makes beauty the fundamental problem of social philosophy. The dissertation grounds the author's methodological approach, called “social metaantropology” which differentiates ordinary, boundary and meta-boundary being of both society and human in society, and which becomes a new direction of social-philosophical knowledge. Beauty of social being is analyzed in its holism - from the natural beauty to the beauty of person’s outlook, actions and relations both in the family and in the society. It is concluded that the beauty of relations in an open, democratic society is expressed through the phenomenon of social partnership. One of the major existential-communicative expressions of beauty in relations in the context of social partnership is gender partnership - strategy of common existence of a man and a woman, when relations with the opposite sex are based on understanding, tolerance and co-creation.