Дисертація присвячена дослідженню методики викладання української мови як іноземної. Розглянуто теоретико-методологічні засади формування лексичної компетентності української мови в іноземних слухачів підготовчих відділень. Подано психолого-педагогічне обгрунтування необхідності розробки мультимедійного методичного комплексу для навчання української мови іноземних слухачів. Розроблено та апробовано мережевий мультимедійний навчально-методичний комплекс «Українська мова для іноземців», до складу якого входять посібник, банк презентацій лексико-граматичного матеріалу для інтерактивної дошки, аудіовізуальний електронний навчальний курс, інтерактивні відеодіалоги. Описано методичну систему формування лексичної компетентності слухачів-іноземців із застосуванням комплексу на різних етапах навчального процесу: пропедевтичному, в аудиторному навчанні, у самонавчанні, в позаудиторному спілкуванні та на етапі атестації знань. Результати педагогічного експерименту підтвердили справедливість сформованої раніше гіпотези про педагогічну доцільність та високу ефективність розробленої методичної системи на основі розробленого комплексу у формуванні лексичної компетентності української мови іноземних слухачів навчально-підготовчих відділень.
Диссертация посвящена исследованию методики преподавания украинского языка как иностранного. Рассмотрены теоретико-методологические основы формирования лексической компетентности украинского языка в иностранных слушателей подготовительных отделений. Представлено психолого-педагогическое обоснование необходимости разработки мультимедийного учебно-методического комплекса для обучения украинскому языку иностранных слушателей подготовительных отделений. Разработан и апробирован сетевой мультимедийный учебно-методический комплекс «Украинский язык для иностранцев», который состоит из учебного пособия, банка презентаций для интерактивной доски, аудиовизуального электронного учебного курса, интерактивных видеодиалогов. Электронный курс состоит из двух блоков: информационного и контролирующего. До информационного блока входят словари, аудио- и видеопрезентации. обобщающие грамматический материал таблицы. Контролирующий блок - это конструктор тестов и тестирующий модуль. Контроль учебной деятельности учащихся осуществляет не только сама программа, но и преподаватель имеет возможность наблюдать за самостоятельной работой студентов. Имея доступ к информации, он может назначить дополнительное тестирование. В диссертации предложена методическая система формирования лексической компетентности иностранных слушателей с использованием комплекса на разных этапах учебного процесса: пропедевтическом, при аудиторном обучении, самообучении, во внеаудиторном общении и па этапе аттестации знаний. Применение сетевого мультимедийного комплекса открывает более широкие возможности для обучения украинскому языку: создание виртуальной учебной среды для самообучения; индивидуализация и интенсификация учебного процесса; высокая степень интерактивности в обучении, автоматизированный контроль качества знаний. Результаты педагогического эксперимента, позволившего проверить реализацию предложенной концептуальной модели в практике учебных заведений, подтвердили справедливость сформированной гипотезы о педагогической целесообразности и высокой эффективности разработанной методической системы на базе разработанного комплекса в формировании лексической компетентности украинского языка в иностранных слушателей подготовительных отделений.
The thesis is concerned of Methods of study Ukrainian language as foreign. The theoretical and methodological bases of lexical competence of the Ukrainian language for foreigners analysed. Psychological and pedagogical foundation for developing multimedia methodological complex for training Ukrainian language for foreign students of Preparatory departments presented. Networked multimedia educational and methodical complex "Ukrainian language for foreigners" developed and tested. It includes the textbook, bank of presentations for interactive whiteboard or audio-visual e-learning, interactive video-dialogues. Author described the methodical system of forming lexical competence of foreign students by using this complex at the different stages of the learning: propaedeutic, at the classroom, self-learning, out-of-school's communication and in process of assessment. Results of educational experiment confirmed validity of hypothesis - methodical system based on complex possesses pedagogical expediency and high efficiency for forming of Ukrainian language's lexical competence for foreign students of Preparatory departments.