Дисертація присвячена дослідженню особливостей фрустрації у підлітків з різними акцентуаціями характеру. В роботі поданий аналіз науково-теоретичних підходів до вивчення феноменів фрустрації та акцентуацій характеру особистості на різних станах онтогенезу та в підлітковому віці, розкрито вплив фрустрації на особистісний розвиток підлітків з акцентуаціями характеру. Обгрунтовано критерії, рівні та показники фрустрації підлітків-акцентуантів. Визначено особливості фрустраційних реакцій, міру фрустрованості та рівні фрустрації підлітків з різними акцентуаціями характеру. Обгрунтовано, розроблено та експериментально апробовано програму психологічної підтримки підлітків з акцентуаціями характеру та деструктивними ефектами фрустрації, доведено дієвість цієї програми, презентовано комплекс психолого-педагогічних рекомендацій шкільним психологам та соціальним педагогам щодо організації психологічного супроводу зі зниження деструктивного стану фрустрації підлітків з різними акцентуаціями характеру.
Диссертация посвящена изучению особенностей фрустрации у подростков с разными акцентуациями характера. В работе представлен анализ научнотеоретических подходов к изучению феноменов фрустрации и акцентуаций характера личности на разных этанах онтогенеза и у подростков в зарубежной и отечественной психологии. Фрустрация рассматривается как особенное психическое состояние личности, возникающее под воздействием объективно или субъективно непреодолимых препятствий на пути к достижению цели. Акцентуации как обостренные черты характера, вызывающие избирательную уязвимость личности к определенным психогенным влияниям, являются крайними вариантами нормы, но в подростковом возрасте усиливаются, приобретая свойства внутренних факторов фрустрации. В диссертационном исследовании раскрыто влияние фрустрации на личностное развитие подростков-акцентуантов. В работе представлены результаты сравнительного анализа профилей фрустрационных реакций, особенностей проявлений фрустрации (открытой агрессии, враждебности, депрессии, регрессии, фиксации, повышенной эмоциональности, эгрессивного поведения, толерантности в форме беззаботности, отрицания трудностей, сосредоточенности на решении проблем) в различных жизненных ситуациях и межличностных взаимодействиях подростков с разными акцентуациями характера, дана оценка степени их личностной и социальной фрустрированности. Обоснованы биполярные критерии фрустрации акцентуантов (эмоциональная стабильность -эмоциональная нестабильность, личностная толерантность - личностная интолерантность, активность в деятельности - пассивность в деятельности, конструктивность взаимодействий -деструктивность взаимодействий), уровни фрустрации (адаптивный, псевдоадаптивный, дезадаптивный, латентный, дестабилизирующий, критический), их показатели. Экспериментально изучено влияние разных типов акцентуаций на уровень фрустрации подростков, установлено, что большинство акцентуантов имеют дестабилизирующий уровень. Наиболее неблагоприятные прогнозы личностного развития сделаны для подростков с астено-невротическими, истероидными, лабильно-циклоидными и лабильно-сензитивными акцептуациями, у которых в большей степени проявляется критический уровень фрустрации. В диссертации разработана и апробирована программа психологической поддержки подростков с акцентуациями характера и деструктивними эффектами фрустрации, базирующаяся на положениях когнитивно-бихевиорального подхода. Программа состоит из двух составных частей: психокоррекционных влияний на подростков и работы с их микросоциальным окружением (родителями, классными руководителями, учителями). Обоснована модель психокоррекции деструктивних эффектов фрустрации у подростков-акцентуантов, согласно которой конечной целью является достижение подростками адаптивного уровня фрустрации. В основе психокоррекционной работы - активизация внутренних адаптогенных ресурсов подростков с разными акцентуациями характера, обучение конструктивному реагированию в фрустрационных ситуациях и устранение деструктивных проявлений фрустрации, формирование резистентности к влиянию фрустраторов, способных спровоцировать усиление акцентуированных черт. Разработан и апробирован «Тренинг конструктивного поведения в фрустрационных ситуациях для подростков с акцептуациями характера» как основное средство психологической коррекции. В процессе формирующего эксперимента доказана эффективность программы психологической поддержки подростков с акцентуациями характера и деструктивными эффектами фрустрации - установлено, что се реализация способствует положительной динамике состояния фрустрации подростков-акцентуантов. Предложен комплекс рекомендаций школьным психологам и социальным педагогам по организации психологического сопровождения, направленного на снижение деструктивного состояния фрустрации подростков с разными типами акцентуаций характера.
Dissertation is devoted to research of the frustration state’s features of teenagers with different character accentuations. There are analysed the scientific-theoretical approaches in foreign, soviet and Ukrainian psychology devoted to the phenomena of frustration and character accentuations, there is exposed influence of frustration on personality development of accentuated teens. In dissertation are grounded criteria, levels and indexes of frustration of such teenagers. The features of frustration reactions, measure and levels of frustration of teenagers with different character accentuations are explored. There is grounded, elaborated and experimentally approved program of psychological support of teenagers with character accentuations and destructive effects of frustration, effectiveness of this program is well-proven, the complex of psychology-pedagogical recommendations for school psychologists and social teachers in connection with organization of psychological accompaniment intended for decrease of the destructive frustration state of teenagers with different character accentuations is presented in this dissertation.