Цифровий репозитарій
Українського державного університету
імені Михайла Драгоманова

Активізація самостійної роботи студентів педагогічних університетів у процесі навчання загальної фізики

ISSN: 2310-8290

Показати скорочений опис матеріалу

dc.contributor.author Кучменко, Олександр Миколайович
dc.date.accessioned 2020-10-15T08:17:05Z
dc.date.available 2020-10-15T08:17:05Z
dc.date.issued 2013
dc.identifier.citation Кучменко, Олександр Миколайович. Активізація самостійної роботи студентів педагогічних університетів у процесі навчання загальної фізики : автореферат дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 - теорія та методика навчання (фізика) / Кучменко Олександр Миколайович ; [наук. керівник Касперський Анатолій Володимирович] ; М-во освіти і науки України, Нац пед. ун-т ім. М. П. Драгоманова. - Київ, 2013. - 24 с. ua
dc.identifier.uri http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/31185
dc.description.abstract В дисертаційній роботі визначена та уточнена сутність категорії «самостійна робота студентів».Вперше розроблено методичні підходи до активізації самостійної роботи студентів фізичних, фізико-технічних спеціальностей педагогічних університетів у процесі навчання загальної фізики в умовах кредитно-модульної системи навчання, які грунтуються на впровадженні суб’єктно-діяльнісного підходу з елементами проблемного навчання. Розроблена та впроваджена узагальнена навчально-методична система, структуротвірним чинником якої є активізація самостійної роботи студентів педагогічних університетів у процесі навчання загальної фізики, яка представлена окремими блоками та структурними частинними комплексами, пов’язаними з вибором змісту, форм, методів і засобів навчання з метою активізації самостійної роботи студентів у процесі навчання загальної фізики в умовах реформування освіти. Розроблено навчальний посібник «Демонстраційний експеримент з фізики», в якому подана загальна методика постановки, виконання демонстраційного експерименту з фізики та конкретних демонстраційних експериментів з усіх розділів курсу загальної фізики. Набули подальшого розвитку дидактичні засоби для організації та активізації самостійної роботи, контролю та корекції навчальних досягнень студентів студентів педагогічних університетів у процесі навчання загальної фізики. Експериментально підтверджено дієвість запропонованої навчально-методичної системи та методичних принципів активізації самостійної роботи студентів фізичних, фізико-технічних спеціальностей педагогічних університетів у процесі навчання загальної фізики. ua
dc.description.abstract В диссертационной работе научно обоснована актуальность проблемы активизации самостоятельной работы студентов педагогических университетов в процессе обучения общей физике. Анализ психологических, педагогических и научно-методических источников дал возможность выяснить разные подходы к трактовке понятия «самостоятельная работа студентов», обобщить их и сформулировать рабочее понятие «самостоятельная работа студентов». Впервые теоретически обоснованы и разработаны методические подходы и определены предпосылки активизации самостоятельной работы студентов физических, физико-технических специальностей педагогических университетов в процессе обучения общей физики в условиях кредитно-модульной технологии обучения, основанные на внедрении субъектно-деятельностного подхода с элементами проблемного обучения. Разработана обобщенная учебно-методическая система, структурообразующим фактором которой является активизация самостоятельной работы студентов педагогических университетов в процессе обучения общей физике. Она представлена отдельными блоками и структурными частичными комплексами, связанными с выбором содержания, форм, методов и средств обучения с целью активизации самостоятельной работы студентов в процессе обучения общей физики в условиях реформирования образования. В частности; структурой ориентировочных действий преподавателей и студентов педагогических университетов с использованием субъектно-деятельностного подхода с элементами проблемного обучения при обучении общей физики; учебнометодическим комплексом; экспериментально-практическим учебным блоком; диагностически-коррекционной составляющей учебно-методического комплекса: дидактической структурой использования информационных технологий при обучении общей физики; блочно-модульной структурой разделов общей физики. Создано учебное пособие с грифом Министерства образования и науки Украины «Демонстрационный эксперимент по физике», в котором представлена общая методика постановки, выполнения демонстрационного эксперимента по физике и конкретных демонстрационных экспериментов по всем разделам курса общей физики. Дальнейшее развитие получили дидактические средства активизации самостоятельной работы студентов педагогических университетов: блочномодульная структура разделов «Механика», «Молекулярная физика и термодинамика», «Электрика и магнетизм» программы дисциплины «Общая физика», дополненная вопросами для самостоятельного изучения теоретического курса; впервые разработанные трехуровневые тест-карточки для диагностики уровня знаний студентов и самостоятельной проверки ими готовности к лабораторным и практическим занятиям, коллоквиумам; методика самостоятельного формирования и решения экспериментально-расчетных задач по общей физике при выполнении лабораторных работ, демонстрационных экспериментов и наблюдений физических явлений; элементы информационно-коммуникационных технологий, которые реализуются при изучении быстротечных явлений, моделировании процессов, получении учебной и научной информации. Экспериментально доказана эффективность предложенных автором учебнометодической системы и методических принципов активизации самостоятельной работы студентов физических, физико-технических специальностей педагогических университетов в процессе обучения общей физики. Практические и теоретические результаты исследования были апробированы в период 2001-2011 гг. и получили благоприятные отзывы ведущих научных сотрудников и преподавателей педагогических университетов Украины, а также успешно внедрены в процесс обучения общей физики студентов педагогических университетов. ua
dc.description.abstract The essence of the category «self-guided work of students» is defined and specified in the thesis. Methodological approaches to self-guided work of students of physics, physicotechnical specialities from pedagogical universities were developed for the first time during general physics studying in conditions of credit-unit system, which are based on implementation of a subjective-pragmatist approach with problematic studying elements. Generalized academic system is developed and implemented. Activation of self-guided work of students from pedagogical universities during general physics studying, which is represented by separate units and structural unit complexes, connected with content, patterns, methods and teaching modes choice in order to activate selfguided students’ work during general physics studying in conditions of educational system reforming is a structure-making factor of the generalized academic system. A study guide «Demonstration experiment on physics» is developed, it provides information on general methods of setting and performance of demonstration experiment on physics and concrete demonstration experiments on all the branches of general physics. Didactic means for organization and activation of self-guided work, control and correction of educational achievements of students from pedagogical universities during general physics studying continued to develop. The effectiveness of the proposed methodological system and methodological principals of activation self-guided work among students of physic and physicotechnical specialities from pedagogical universities during general physics studying is experimentally confirmed. ua
dc.language.iso uk ua
dc.publisher НПУ імені М. П. Драгоманова ua
dc.subject самостійна робота студентів ua
dc.subject модульно-рейтингова технологія навчання ua
dc.subject експериментально-практичний навчальний комплекс ua
dc.subject експериментальні фізичні задачі ua
dc.subject суб’єктно-діяльнісний підхід ua
dc.subject проблемне навчання ua
dc.subject інформаційно-комунікаційні технології в навчальному експерименті ua
dc.subject трирівневі тести ua
dc.subject самостоятельная работа студентов ua
dc.subject модульно-рейтинговая технология обучения ua
dc.subject экспериментально-практический учебный комплекс ua
dc.subject экспериментальные физические задачи ua
dc.subject субъектно-деятельностный подход ua
dc.subject проблемное обучение ua
dc.subject информационно-коммуникационные технологии в учебном эксперименте ua
dc.subject трехуровневые тесты ua
dc.subject self-guided work of students ua
dc.subject unit-rating training method ua
dc.subject experimental and practical training complex ua
dc.subject experimental physic problems ua
dc.subject subjective-pragmatist approach ua
dc.subject problematic studying ua
dc.subject informational and communicational technologies in educational experiment ua
dc.subject three-level tests ua
dc.subject.classification 378.016:[53:37.091.322 ua
dc.title Активізація самостійної роботи студентів педагогічних університетів у процесі навчання загальної фізики ua
dc.title.alternative Активизация самостоятельной работы студентов педагогических университетов в процессе обучения общей физики ua
dc.title.alternative Activation of self-guided work of pedagogical universities’ students during general physics studying ua
dc.type Other ua


Долучені файли

Даний матеріал зустрічається у наступних фондах

Показати скорочений опис матеріалу