Дисертацію присвячено проблемі впливу групової Навчальної діяльності на розвиток пізнавальної активності старшокласників. Встановлено, що розвиток пізнавальної активності учнів підвищується, якщо навчання включає діяльність малих груп за запропонованою автором експериментальною методикою. Виявлено організаційно-педагогічні та методичні умови формування пізнавальної активності в процесі групової навчальної діяльності. Основні результати дослідження впроваджені у навчанні хімії та біології учнів середніх закладів освіти. Розроблено рекомендації з організації навчальної діяльності малих груп старшокласників на заняттях з хімії та біології, що мають загальний характер і придатні для реалізації при вивченні інших навчальних предметів.
В диссертации исследуется проблема влияния групповой учебной деятельности на развитие познавательной активности старшеклассников.
Выявлены организационно-педагогические и методические условия формирования познавательной активности учеников в процессе групповой деятельности, которые включают:
а) учет уровней учебных возможностей учащихся; г) создание гомогенных и гетерогенных малых учебных групп учеников;
д) выявление характера межличностных отношений в группе;
е) систематическое использование лекционно-семинарской системы обучения;
ж) усиление стимулирующей функции оценки знаний учащихся.
Определены компоненты и показатели познавательной активности. К компонентам относятся: мотивационный, содержательно-процессуальный,
эмоционально-волевой, контрольно-оценочный.
Показателями мотивационного компонента являются положительное отношение к учению, устойчивость интереса школьников к материалу, что изучается; наличие потребности в познавательной деятельности. Содержательно-процессуальный компонент определяется умением владеть необходимыми мыслительными приемами, самостоятельностью при выполнении заданий, стремлением поделится приобретенными знаниями с другими учениками учебного процесса, количеством усвоенных элементов знаний, формированием умением использовать приобретенные знания практически. Эмоционально-волевой компонент характеризируют отношение к содержанию и процессу учения, наличие настойчивости, старательности, самостоятельности преодоления затруднений; нравственно-волевыми чертами личности. О сформированности контрольно-оценочного компонента свидетельствуют время, использованное учащимися на выполнение работы в новой ситуации; желание принимать участие в работе группы, внешним проявлением которого есть количество ответов на вопросы консультанта, дополнение и исправление ответов других учащихся; объективность самоконтроля и самооценки обучения в составе малых групп. Экспериментом доказано, что три уровня познавательной активности: низкий (репродуктивная активность), средний (поисково-исполнительная активность) и высокий уровень (творческая активность) соответствуют трем уровням учебной деятельности. Каждый последующий уровень включает в себя положительные черты предшествующего и имеет еще черты особенные, отличающие его от предшествующего.
Установлено, что познавательная активность формируется более успешно, если учащиеся работают в группах гетерогенного состава. Сущность предложенной экспериментальной методики состояла в том, что старшеклассники обучаются за лекционно-семинарской системой. Групповая деятельность гетерогенных и гомогенных малых групп систематически использовалась на, семинарских, и нетрадиционных занятиях в учебной и внеклассной работе.
В зависимости от дидактической цели занятия было разработано три варианта групповой учебной деятельности. Вариант I включает групповую деятельность на этапе изучения нового учебного материала; вариант II — на этапе закрепления и углубления знаний; вариант III — на этапе обобщения и систематизации знаний.
Определены и экспериментально обоснованы такие критерии эффективности предложенной экспериментальной методики: - динамика познавательной активности старшеклассников, обучающихся в малых группах;
- изменения, происходящие в составе типологических групп школьников;
- уровень усвоения знаний учащимися;
- отношение старшеклассников к групповой учебной деятельности.
Выявлено положительное влияние групповой учебной деятельности на формирование познавательной активности учащихся. Установлено, что развитие познавательной активности учащихся повышается, если обучение осуществляется по предложенной автором экспериментальной методике с использованием деятельности малых групп на семинарских и нетрадиционных занятиях.
Доказано, что межличностное общение в системе «учащийся - малая группа - учащийся» содействует формированию в старшеклассников таких черт личности, как ответственность, настойчивость, самостоятельность, самоконтроль и самооценка.
Основные результаты исследования внедрены в обучении химии и биологии старшеклассников средних общеобразовательных школ. Разработанные рекомендации по организации деятельности малых групп школьников на занятиях химии и биологии имеют общий характер и пригодны для реализации при изучении других предметов.
б) количественный и качественный состав малых групп;
в) применение дифференцированного подхода в обучении и реализация на основании этого принципов укрупнения дидактических единиц и параллельного структурирования учебного материала;
In this dissertation the problem of influence of group educational activity on development of perceptive activity of adult schoolboys is investigated. It was established (installed), that the development of perceptive activity of adult schoolboys is increased, of the learning includes activity of small educational groups on an experimental technique, offered by the author. The organizational-pedagogical and methodical conditions of creation of perceptive activity are revealed during group activity. Adult schoolboys of average establishments of derivations introduce the main results of a research in learning chemistry and biology. The recommendations for the schoolboys are developed, which have general (common) character and are suitable for realization for want of learning of other subjects.