У дисертації розкрито та обґрунтовано роль та місце фізико-математичних дисциплін у формуванні технічної компетентності майбутніх учителів технологій, визначено критерії, показники та рівні її сформованості.
Розроблено модель формування технічної компетентності майбутніх учителів технологій у процесі вивчення фізико-математичних дисциплін. Обгрунтовано та експериментально перевірено педагогічні умови формування технічної компетентності майбутніх учителів технологій у процесі вивчення вищої математики, загальної фізики та нових інформаційних технологій.
Розроблено навчально-методичний інструментарій реалізації педагогічних умов формування технічної компетентності майбутніх учителів, а також компоненти фізико-математичного профілю освітньо-професійної програми підготовки бакалаврів технологічної освіти.
В диссертации раскрыта и обоснована роль и место физико- математических дисциплин в формировании технической компетеш пости будущих учителей технологий, определены критерии, показатели и уровни ее сформированное™.
Разработана модель формирования технической компетентности будущих учителей технологий в процессе изучения физико-математических дисциплин, которая состоит из следующих компонентов: целевого, дидактического и результативного. Целевой компонент определяется государственными стандартами подготовки бакалавров технологического образования. Здесь определены следующие составляющие физико-математической подготовки: высшая математика, общая физика, новые информационные технологии, каждая из которых имеет свое долевое участие в формировании технической компетентности учителей технологий. Дидактический компонент объединяет следующие блоки: организационный, методический. содержательно-
функциональный, личностно ориентированный. Организационный блок содержит мотивацию студентов к обучению, квалификацию преподавателя и соответствующую материально-техническую базу учебного процесса. Методический блок объединяет методологические подходы, дидактические принципы, формы обучения, методы и средства обучения. Содержательно-функциональный блок включает содержание подготовки и ее составляющие конструкты; личностно ориентированный блок является креативным и объединяет инновации, лабораторный практикум исследовательского характера и творческие задачи. Мониторинг проводится по критериям сформированное™ их технической компетентности, которая объединяет следующие показатели: когнитивный, мотивационный, деятельностный, ценностно-рефлексивный. Определены четыре уровня сформированности технической компетентности: высокий, достаточный, средний, низкий. Разработанная модель формирования технической компетентности будущих учителей технологий базируется на интегрированном подходе с учетом фундаментализации физико-математических учебных дисциплин, где обеспечивается преемственность в содержании и формах профессиональной подготовки учителей технологий. Доказано, что эффективность технической подготовки учителей технологий возрастает, когда на физико-математические дисциплины возлагаются дополнительные функции - эго прикладное использование содержания курса этих учебных дисциплин в плане решения конкретных технических задач. Соответственно к изучению каждой физико-математической дисциплины продемонстрированы пути формирования технической компетентности учителей технологий в процессе их изучения. Обоснованы и экспериментально проверены педагогические условия формирования технической компетентности будущих учителей технологий в процессе изучения высшей математики, общей физики и новых информационных технологий.
Разработан учебно-методический инструментарий реализации педагогических условий формирования технической компетентности будущих учителей, а также компоненты физико-математического профиля образовательно-профессиональной программы подготовки бакалавров технологического образования.
In the thesis revealed and substantiated the role and place of physical and mathematical disciplines in the formation of technological competence of future teachers of technologies, criteria, indicators and levels of its formation.
The developed model of formation of technological competence of future teachers of technology in the study of physico-mathematical disciplines. Grounded and experimentally tested pedagogical conditions of formation of technological competence of future teachers of technologies in learning higher mathematics, General physics and new information technologies.
Developed educational-methodical instruments of realization of pedagogical conditions of formation of technological competence of future teachers, as well as the components of physical and mathematical profile of the educational-professional program of bachelor of technological education.