У дисертації обґрунтовано та представлено методику фізичного виховання корекційної спрямованості дітей старшого дошкільного віку з порушеннями функцій ОРА. З’ясовано особливості порушень розвитку рухової сфери і функціонального стану кардіореспіраторної системи дітей з порушеннями функцій ОРА у порівнянні зі здоровими однолітками, розроблено методичні підходи до застосування засобів авторської оздоровчо-корекційної програми „Богатир” з урахуванням особливостей розвитку м’язово-зв’язочного апарату при різних формах сколіозу, дефектів постави, деформації нижніх кінцівок. Зміст методики фізичного виховання представлений комплексним впровадженням тренажерів і казково-ігрових посібників в різні форми навчально-виховного процесу спеціального дошкільного навчального закладу, що надало можливість в залежності від форми порушень ОРА, конституції, рівня розвитку рухової підготовленості та рухових якостей, використовувати як корекційні, так і оздоровчо-профілактичні програми. Доведено ефективність впровадження методики фізичного виховання корекційної спрямованості у навчально-виховний процес спеціального ДНЗ для дітей старшого дошкільного віку з порушеннями функцій ОРА.
В диссертации обоснована и представлена методика физического воспитания коррекционной направленности для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.
Представлены особенности нарушения двигательной сферы и определены критерии оценки показателей физического развития, уровня развития двигательных качеств и двигательной подготовленности, функционального состояния кардиореспираторной системы детей с нарушениями функций ОДА. Описана авторская оздоровительно-коррекционная программа „Богатырь” с использованием поролоновых тренажеров и сказочно-игровых пособий, которая включала четыре базовых блока комплексов: имитационных
упражнений для развития двигательных качеств, силовых упражнений, упражнений на формирование стереотипа правильной осанки и дыхательных упражнений.
Определена целенаправленность коррекционного процесса на основе индивидуального подхода, который включал такие методические приемы:
а) спастически напряженные мышцы растягивались за счет выполнения упражнений с полной амплитудой, используя сказочно-игровые пособия;
б) слабые мышечные группы туловища и конечностей укреплялись с помощью силовых упражнений, с использованием резиново-поролоновых тренажеров; в) силовая выносливость мышц живота увеличивалась при включении в комплекс упражнении со сказочно-игровыми пособиями; г) дыхательные упражнения были органично включены во все комплексы гимнастических упражнений; д) стереотип правильной осанки формировался за счет упражнений со сказочно-игровыми пособиями и резиново-поролоновыми тренажерами.
Реализация методики физического воспитания коррекционной направленности предусматривает два этапа: первый, учебно-подготовительный и второй, коррекционно-тренирующий. На первом этапе больше внимания уделяется изучению правильной техники выполнения упражнений. На втором этапе физическая нагрузка постепенно увеличивается за счет времени проведения занятий и количества повторений.
Методика базировалась на общедидактических и специальных принципах коррекционной педагогики, имела гуманистическо-личностную направленность и включала направления сотрудничества и свободного воспитания. Сформированы педагогические условия, которые предусматривают работу по предоставлению теоретическо-методической и практической помощи педагогам и родителям на основе разработанных критериев подготовленности к самостоятельной организации и проведению коррекционных мероприятий.
В процессе реализации антропоцентрической методики физического воспитания коррекционной направленности для детей старшего дошкольного возраста были разработаны индивидуальные методические подходы и экспериментальным путем доказана ее эффективность для коррекции различных форм сколиоза, дефектов осанки и деформаций нижних конечностей с учетом клинических симптомов и тонуса основных мышечных групп.
Physical education methodology of preschool children with muscular-skeletal system dysfunction correctional orientation is proved and presented in the scientific thesis.
The disordered motor area features as well as functional status of cardiorespiratory system of preschool children with muscular-skeletal system dysfunction compared with healthy age mates has been defined. Methodological approaches to the author's healthcare and correctional program «Bohatyr» including the muscular-ligamentous apparatus development in various forms of scoliosis, posture defects, the lower limbs deformities are developed.
Physical education methodology' content is presented by complex introduction of trainers and fairy-game manuals into various forms of the specialized kindergarten educational process. It allowed to use both corrective and healthcare programs depending on the form of muscular-skeletal system dysfunction, constitution and development level both motor readiness and motor skills.
The efficiency of the physical training methodology of correctional orientation into the educational process of a specialized kindergarten for preschool children with muscular-skeletal system dysfunction has been detennined.